logo 3/2001

Деревенские этюды


В КУКАСОВО ЖИЗНЬ НАСТОЯЩАЯ

Есть на филфаке ПетрГУ такое требование: студенты 2 курса должны пройти диалектологическую практику. Диалект - это такая разновидность русского языка, на которой говорят люди, живущие в деревнях. Чаще всего эти люди бабушки и дедушки. Например, в Пудожском районе рукавицы часто называют дельницами, пол зенем, а плотву сорошкою. Раньше преподаватели и студенты вместе выезжали в экспедиции по карельским деревням, а теперь у университета денег на поездки нет, и студентам предлагают искать бабушек и дедушек самостоятельно. "В очереди знакомьтесь", - советуют нам.

Всё произошло как-то спонтанно: созвонились с подругой, приготовили за вечер рюкзаки и отправились собирать диалектную речь по адресу: Пудожский район, деревня Кукасово, первый дом налево. Спросить Мироновых.

Комета, автобус, долгая карельская дорога... По пути - деревушки одна глуше другой, а вот, наконец, и наша. Она возникла посреди леса так неожиданно, что я даже табличку с названием пропустила. Здесь выходим только мы. А когда автобус скрылся, стало страшно: на единственной деревенской улице ни души, лишь 5-6 покосившихся от старости домов, некрашеных, неярких. Посередине деревни зелёный пруд. Зелёный потому, что сейчас август, а в августе пруд цветёт. Вокруг лес и высокие холмы, на которых стоит сено в стогах. А вокруг никого. Но вот появляется живая душа: по улице несётся большая чёрная дворняга, открывает лапой калитку. Значит, в доме кто-то живёт.

Оказалось, нужный нам дом действительно первый налево, только стоит он ещё за чертой деревни. Да и не подумаешь, что в нём кто-то живёт: приплюснутый, скособоченный, с маленькими низкими окошками. Долго ищем вход, поднимаемся по крутой лесенке. В сенях нас встречает невысокая сухонькая старушка, недоумённо улыбается. Она нас не ждёт. То есть она знала, что мы приедем, но когда неизвестно. Анна Дмитриевна (так зовут нашу бабушку) суетится, торопится усадить нас за стол:

- Давайте, крещёны наши, садитесь за стол. Садитесь ужинать, хрести и нехристи. Вон, какой воложный пирог - заеденье!

А мы разглядываем дом. Ему лет сто. За век он здорово покосился: даже заходить было немного боязно. Это один из тех старинных домов, в которых все вместе: и жилая и хозяйственная часть. Удобно, когда в суровые северные зимы не нужно выходить во двор, чтобы покормить домашних животных. Здесь даже съездо есть. Это такое сооружение из брёвен, по которому лошади ввозили сено прямо в хозяйственную часть дома.

В этом доме жили ещё родители мужа Анны Дмитриевны, а теперь здесь она с сыном. В нем всё предсказуемо: Красный угол с иконами, русская печь с лежанкой, старые фотографии в рамках на стене, пироги на столе...Но мы не забываем о цели нашего приезда, прислушиваемся к речи Анны Дмитриевны:

- Галка, бывало, уйдет у меня и где-то упряжку проходит. Поняли бы вы, девочки, это. А на зень-то чево наклали мусору?

Упряжку проходить - значит, долго проходить. Ну а если ты ходил непонятно зачем, то в Кукасово тебя спросят: "За какой фрянкой ты так долго ходил?" Ты же можешь ответить: "Лёмба знает!" И тебя поймут.

Мы навестили почти всех кукасовских жителей. Их около12, не считая трёх коров, трёх собак и нескольких кошек. Вы только представьте: на моей лестничной площадке жителей больше, чем в целой деревне! И большинство жителей родственники - Карасовы. Вон в том доме раньше жил дед Карасов, а его дети создав свои семьи, расселились в соседние дома. Раньше и деревня была больше, а тот ручей, что течёт через дорогу, был границей двух деревень: Пирзаково и Кукасово. Сейчас большинство кукасовцев пенсионеры. Не очень-то хочет молодёжь жить в деревне, где нет ни клуба, ни театра, даже магазина нет.

Один раз в день приезжает машина с продуктами. Покупают то, что в машине осталось, ведь она уже по нескольким деревням проехала. Бывает, что батонов не хватает, тогда по-честному делят или чай пить к друг другу ходят. Поджидая машину, бабушки трёкают. Хотя давным-давно живут одной семьёй, поговорить кукасовцам всегда есть о чём. Вот сегодня к внучкам кавалеры из соседней деревни прикатили на трёхколёсном мотоцикле. "Парни непутёвые, всё бы им гулять да пиво пить",- ворчат старушки. И вот который век спорит молодёжь со старшим поколением, и который век обе стороны правы... А бабушки вспоминают молодость, ведь жила когда-то деревня: девушки толпой на танцы за 5 километров ходили. И сейчас в соседней деревне есть дискотека. Внучки туда бегают, поздно домой приходят, за что и получают нагоняй от Анны Дмитриевны:

- Щас как возьму батог (палку), да как батогом насвищу (набью), - сердится старушка. Да только угрожает...

Жизнерадостная, активная, живая, Анна Дмитриевна ни разу не пожаловалась на свои болезни. А ведь ей уже 75, зато энергии на всю деревню хватит! Летом в деревне дел полно. Позже всех бабушка ложится, раньше всех встает, и всё время чем-нибудь занимается. Но и когда всё сделано, не сидится Анне Дмитриевне, не молчится. А говорит бабушка быстро, окает:

- Мы дак ладно - худо жили. А нынь-то тоже молодёжи тяжело. Только что нынь молодёжь не бардует (не волнуется). Им всё равно: поел сегодня или голодный.

А за то, что быстро говорит, называют Анну Дмитриевну в деревне трындычихой, как героиню из известного кинофильма "Свадьба в Малиновке".

В кукасовских лесах водятся лешие. Городские в леших не верят, смеются над старушками. Но ведь не могли же придумать разные, незнакомые люди похожие истории! Анна Дмитриевна рассказывала, как леший водил её по лесу, как обманывал. Рассказывала и о людях, пропадавших в лесу много дней. Есть лишь один способ вернуть таких людей домой: пойти к колдунье. Идти нужно рано утром и главное не заговаривать со встречными. Колдунья может сделать так, что через 2-3 дня человек возвращается.

Есть в Кукасово и свой обычай: один раз в год, в Ильинскую пятницу, кукасовцы ничего друг другу не дают и едят только постное. Дело в том, что давным-давно от какой-то болезни в деревне погибла большая часть коров. Много времени прошло, а люди до сих пор не забыли о той беде.

Вообще деревенские все памятливы. Вот, например, в соседней деревне живёт семья Комариков. На самом деле это не фамилия, а прозвище: так называют больших и здоровых мужчин. Просто давным-давно в деревне Комариком прозвали одного деда, теперь же всё его потомство по наследству это прозвище получает. Ходит дедушка-Комарик по деревне, и внук его малолетний тоже Комариком зовется.

Деревня умирает. И это не пустые слова: сама видела. Вот и Анна Дмитриевна говорит: зачем дом чинить, кто здесь после меня жить будет? Есть пока молодёжь в Кукасово, но, понятное дело, ей в город хочется. А бабушкам не хочется: любят они свой дом, свою маленькую, в пять домов, родину. И прожили они долгую и добрую жизнь, вот только, говорят: "Ничего не повидали". А у Анны Дмитриевны телевизор сломался, теперь даже сериал не посмотреть. И всё равно там, на экране, чужая жизнь, чужая политика, чужая Россия. А у кукасовцев своя, маленькая, зато настоящая.



Настя ПУХАЧ


Редакция | Наш форум