logo 3/2001

Психология на каждый день


НЕРВНЫЙ РЕБЁНОК

Думая над тем, как общаться и как воспитывать нервного ребёнка, следует помнить о его потребностях. Каждый человек, независимо от возраста, нуждается в пище, сне, тепле, физической безопасности. Это очевидно. Но есть и другие потребности - связанные с общением, психологическим благополучием.

Ребёнку в особенности нужны любовь, понимание, уважение, чтобы он был кому-то нужен, чтобы у него был успех в делах, учёбе, чтобы он мог себя реализовать, самосовершенствоваться. Увы, человеческое общество пока не научилось гарантировать психологическое благополучие каждому ребенку и человеку. А без него жить в этом мире и быть здоровым и успешным трудно.

От чего зависит психологическое благополучие? От эмоционального багажа, от культуры и воспитания в семье, от стиля общения, и прежде всего ребенка с родителями. Особенно важным является особый род переживания - отношение к самому себе. Психологи называют это самооценкой. Уже доказано, что она сильно влияет на жизнь и судьбу человека. Дети с низкой самооценкой, но способные и талантливые, хуже учатся, плохо ладят с учителями и сверстниками, менее успешны в жизни, плохо самореализуются, не находят себя.

Основа самооценки закладывается в первые годы жизни ребенка и зависит от того, как с ребенком обращаются окружающие и воспитывающие его взрослые. Если они понимают и принимают ребенка, любят и уважают его, терпимо и умно относятся к его "недостаткам" и промахам, ребенок вне зависимости от его нервной системы и физического здоровья, особенностей характера вырастает с положительным отношением к себе, к миру, легче происходит его саморазвитие. Если же ребенка постоянно "воспитывают", критикуют по поводу и без повода, то любой ребенок, в том числе и абсолютно здоровый, страдает, нервничает и ждать от него успехов не приходится: самооценка его оказывается резко заниженной, и иногда ущербной. Почему так происходит?

В детстве мы узнаём о себе только из слов и отношения к нам близких. У ребёнка еще не развито внутреннее зрение. Нет опыта жизни и нет тех знаний о себе, об окружающем мире, которые имеет взрослый человек. Собственный образ у ребенка строится извне; постепенно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Положительное отношение к себе - основа психологического выживания, и ребёнок постоянно ищет и борется за него. Он ждёт от нас подтверждений того, что он хороший, что его любят, что он может справляться с трудностями. Ощущение себя есть некоторое чувство внутреннего благополучия или неблагополучия, которое ребёнок реально переживает. Достаточно посмотреть на то, как часто он улыбается или плачет в течение дня.

От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение: "я - хороший, всё в порядке", а от сигналов осуждения, неудовольствия, критики - ощущение "я плохой", "я не такой, как все, я хуже". Поэтому хочу ещё раз подчеркнуть, что каждым обращением к ребенку - словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями, тяжелым молчанием - мы "зомбируем" ребенка на жизнь и роль плохиша-неудачника.

Душевная копилка ребенка работает непрерывно, и чем он младше, тем неизгладимее влияние того, что мы в неё бросаем. Чтобы не допустить непоправимого разлада ребенка с самим с собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать, развивать, помогать ему учиться поддерживать и развивать самооценку.

И ещё одно - знайте, что нервные дети часто попадают в категории "трудных". Этих непослушных, трудных детей любого возраста, принято обвинять. В их поступках ищут злой умысел, вредность характера и т.п. На самом же деле, в число "трудных" чаще всего попадают дети не "худшие", а особенно ранимые, чувствительные и с низкой самооценкой. Как и что лучше делать взрослым, чтобы развивать в ребенке достойную самооценку, мы рассмотрим в следующей статье.



Наталья ОДЛИС


Редакция | Наш форум