logo 4/2003

Круглый стол


Главная тема: ЕГЭ

Новые вопросы после пробного экзамена

Первый репетиционный экзамен по математике сдали карельские 11-классники в феврале. Некоторых выпускников и их родителей итоги экзамена порадовали, другим принесли разочарование. Что думают о едином экзамене участники эксперимента - старшеклассники и учителя, сотрудники учебных заведений и управленцы от образования? С какими трудностями, на их взгляд, придется столкнуться во время проведения экзамена? В преддверии второго, апрельского, репетиционного экзамена газета "Лицей" решила обсудить эти вопросы.

12 марта в Центре развития образования городского комитета по образованию Петрозаводска мы провели "круглый" стол по ЕГЭ. Его участниками были Лидия Борисовна ГРЕБНЕВА завуч и учитель математики петрозаводской средней школы № 45; Ирина Анатольевна ОРЛОВА, учитель математики школы № 45; Наталья Алексеевна БУРДЮГОВА, начальник учебно-методического управления КГПУ; Галия Григорьевна ПУХОВА, специалист Министерства образования и по делам молодежи РК; Елена Евгеньевна ПИЕТИЛЯЙНЕН, директор Центра развития образования и, конечно же, ребята - 11-классники школы № 45 Саша КОТОВА и Дмитрий КЛЮШКИН.

Анна Анисимова, корреспондент газеты "Лицей":

- Более 700 тысяч школьников из 48 субъектов России коснется в нынешнем учебном году единый экзамен. Первый заместитель министерства образования России Виктор Болотов сказал, что для него трехкратное, по сравнению с прошлым годом, увеличение участников ЕГЭ - это вызов. Потребуются огромные усилия, чтобы удержать ситуацию под контролем. Сомнений в том, что это удастся, у Болотова нет. А у вас? Что в процедуре проведения экзамена тревожит?

Лидия Гребнева:

- Есть опасения, что будут проблемы со скоростью обработки результатов. Родители школьников переживают, успеют ли поспеть в срок результаты работ.

Наталья Бурдюгова:

- Меня тоже волнует этот вопрос. Вступительные экзамены в вузах проходят каждые три-четыре дня. Если 16 июля, например, в нашем вузе мы проводим ЕГЭ по математике, а его результаты через два-три дня не приходят, будет невозможно провести отсев. Полагаю, в таких случаях придется допускать к следующему экзамену всех абитуриентов.

Галия Пухова:

- Что касается скорости обработки результатов, то этот вопрос прояснится в конце апреля, когда мы будем проводить пробный экзамен и отправлять отсканированные работы в Москву. По договору с Центром тестирования, все работы должны проверить за два дня. Скорость получения результатов выяснится во время проведения пробного экзамена.

Анна Анисимова:

- Знаю, что в районах, например, в Медвежьегорском, тревожатся, что могут возникнуть сложности с перевозкой экзаменационных пакетов. Развести работы нужно в один день, а район огромный.

Галия Пухова:

- Насчет этого можно не беспокоиться: развести работы - миссия нашего министерства, мы доедем до каждого города и поселка. А вот проблема подвоза сельских ребят в пункты сдачи экзамена действительно существует.

Елена Пиетиляйнен:

- Согласно документам, при проведении ЕГЭ разрешено поступать двумя способами: либо перевозить ребят в другую школу, либо оставлять их в той же школе, но без своих учителей в классе. Хотелось бы узнать, можно ли было воспользоваться последним способом и не подвергать ребят лишнему стрессу?

Галия Пухова:

- Первоначально мы собирались открыть 35 пунктов сдачи экзамена, потом увеличили эту цифру до 53. Проводить ЕГЭ во всех 199 образовательных учреждениях, участвующих в эксперименте, невозможно технически.

Елена Пиетиляйнен:

- У меня возникает вопрос: насколько оправдана сложная процедура проведения единого экзамена? На ЕГЭ ведь брошены гигантские средства. По-моему, ЕГЭ основан на недоверии, подозрительном отношении к учителю. Я много лет проработала в школе и никогда не подсказывала своим ученикам на экзаменах.

Лидия Гребнева:

- Действительно, в том, как проводится единый экзамен, чувствуется недоверие к учителю. Но стоит посмотреть на это и с другой стороны. ЕГЭ заменяет собой вступительный экзамен в вуз, необходимо, чтобы он был полностью объективным.

Галия Пухова:

- Речь не идет о недоверии к учителю, внедрение единого экзамена входит в программу обновления школы. А поскольку это пока только эксперимент, для 11-классников предусмотрены поблажки. Например, тем, кто получит на экзамене "двойку", в аттестат пойдет "тройка".

Кстати, наша республика была единственной в России, кто проводил в феврале репетиционный экзамен. Главной задачей этого экзамена было ознакомление с процедурой проведения ЕГЭ.

Лидия Гребнева:

- Отметки за репетиционный экзамен не дают истинного представления об уровне знаний выпускников, тем более, что по программе еще не было повторения. Кроме того, некоторые учителя болели. В нашей школе, например, перед экзаменом у одного класса две недели не было уроков математики.

Саша Котова:

- Этот пробный экзамен был сильным стрессом - он свалился как снег на голову. Те ребята, кто на экзаменах теряется, первый час просто сидели в шоке, а потом мало что успевали решить. Было ощущение, что ничего не знаешь. Пока мы не готовы к ЕГЭ, возможно, после второго пробного экзамена будет легче.

Дима Клюшкин:

- Не очень приятно быть в этом эксперименте подопытными кроликами. Нужно готовить к тестированию с пятого класса, а последний школьный год вообще посвятить исключительно подготовке к ЕГЭ. Многие ребята на пробном экзамене тыкали в ответы наобум. Мне и моим одноклассникам не хватило четырех экзаменационных часов: к заданию С мы даже не успели приступить.

Наталья Бурдюгова:

- Не хотелось бы, чтобы у ребят возникло искаженное представление, что если они не решат задание С, то в высшее учебное заведение им дорога закрыта. Хочу предупредить: правила приема в вузы изменятся. Каждый вуз будет устанавливать свою шкалу перевода баллов в отметки. К началу приема документов шкала перевода будет известна.

Кто действительно оказался в непростом положении, так это абитуриенты прошлых лет: у них нет возможности, как у школьников, дважды репетировать ЕГЭ. Для этих ребят с 1 по 14 июля у нас в КГПУ будут предусмотрены подготовительные курсы.

Ирина Орлова:

- Здесь шла речь о том, что после введения ЕГЭ число двоечников возрастет. Это неизбежно, поскольку в 10 класс некоторые ребята идут с недостаточной базой знаний. И понятно почему: по окончании 9 класса у ребят не так много возможностей выбора, особенно, если у них слабое здоровье. Многим, кроме как в 10 класс, идти некуда.

Честно говоря, меня не вполне устраивают задания ЕГЭ. К части А и С претензий нет, смущает часть В. Если ход решения задачи верен, но сделана ошибка в вычислениях на последнем шаге - вместо 210, например, ученик написал 212 - задача ему не засчитывается. К сожалению, черновик к рассмотрению не принимается.

Галия Пухова:

- Соглашусь, что в контрольно-измерительных материалах пока не все проработано. Чтобы моментов, о которых вы рассказали, не возникало, ребятам стоит оставлять запас времени и перепроверять решения. Кстати, многие ребята закончили работу значительно раньше времени.

Анна Анисимова:

- Претензии к тестам слышала и от родителей. Мама одной выпускницы, математик по образованию, прорешала вместе с дочерью несколько вариантов КИМов. По ее словам, варианты сильно отличаются по сложности. В некоторых из них даже в задании А нужно проявить смекалку, а не просто решить типовым способом.

Лидия Гребнева:

- Да, с заданиями не все гладко. Меня беспокоит и часть С. Если ребята начнут расписывать решение, как показано на примере, времени на экзаменах им точно не хватит. Полагаю, если в будущем все экзамены в школах будут проходить в форме ЕГЭ, дети перестанут владеть устной речью.

Ирина Орлова:

- Это действительно так. На уроках математики и физики некоторые школьники уже сейчас не могут объясняться на языке терминов. Если же повсеместно введут ЕГЭ, ребят начнут большей частью готовить к выполнению письменных заданий, в результате они просто разучатся говорить.

Анна Анисимова:

- Хотела бы вернуться к финансовой стороне эксперимента. Понятно, что ЕГЭ требует денег. Но почему их берут из родительского кошелька? В петрозаводской школе № 33, по нашей информации, с ребят собирали на репетиционный экзамен по 10 рублей, в школе № 9 - по 50 рублей.

Галия Пухова:

- Интересно, на что эти деньги были потрачены? Мы просили школы только об одном: докладывать к экзаменационному пакету на каждого ребенка по два чистых листа. Никакого официального распоряжения взимать деньги с родителей не было. Министерство образования и по делам молодежи Карелии растиражировало для каждого выпускника задания, регистрационный бланк, бланк ответов А-В, инструкции.

Анна Анисимова:

- Меня интересует такой вопрос: почему ребятам из гуманитарных лицеев предстоит сдавать такой же единый экзамен, что и выпускникам физико-математических школ? По-моему, есть разница: три часа математики в неделю у школьника или семь-девять. Если же учесть, что в некоторых гуманитарных лицеях на уроках математики изучают исключительно биографии великих математиков...

Наталья Бурдюгова:

- К сожалению, это перегиб вариативности. Вообще-то, существует стандарт, образовательный базис: в какой бы профильной школе ты не учился, освоить обязательную программу должен непременно.

Анна Анисимова:

- Получается, гуманитариям в лучшем случае можно рассчитывать на "тройку" в аттестате?

Елена Пиетиляйнен:

- У родителей существует стереотип: ребенок обязательно должен окончить школу с хорошим аттестатом. На мой же взгляд, если в аттестате "тройка", в этом ничего страшного нет.

Наталья Бурдюгова:

- Конкурс аттестатов допустим только при прочих равных условиях. Если же его проводят, то в первую очередь смотрят на отметки по профильным предметам.

Елена Пиетиляйнен:

- Центр развития образования вместе с городским комитетом по образованию, Институтом повышения квалификации работников образования с ноября проводил учебу завучей, учителей математики, физики, биологии, что к февралю помогло снять напряженность в отношении ЕГЭ. Родителям и ребятам не стоит накручивать себя, нужно отнестись к единому экзамену по математике как к неизбежности.

Лидия Гребнева:

- Мой совет выпускникам: главное на экзамене - уметь себя контролировать.

Подготовила

Анна АНИСИМОВА

Опрос

"Мы многого не знаем ..."

"В чем сильные и слабые стороны единого государственного экзамена?" - спросили мы у петрозаводских 11-классников.

Максим Мищериков, школа ЦО № 1:

- Плюс единого экзамена в том, что он дает равные шансы для поступления ученикам разных учебных заведений. Если введут этот экзамен, будет меньше взяток, никто не сможет списать. Минус ЕГЭ в том, что он рождает неуверенность: сдавать экзамен придется в новой обстановке в присутствии незнакомых людей. Плохо и то, что на едином экзамене дается только один шанс, пересдать ЕГЭ можно только через год.

Кирилл Андреев, школа № 11:

- На мой взгляд, ЕГЭ не нужен, и в России он вряд ли приживется. За рубежом школьников всю жизнь готовят по тестовой системе. Чего не скажешь о нашей стране. Я писал пробный экзамен, это было ужасно: в кабинете духота, учителя говорят "Сидите, решайте". Некоторые не выдерживали, и к концу третьего часа половины в кабинете уже не было. Ученикам обычных общеобразовательных школ писать единый экзамен трудно - не та подготовка. Из пятидесяти 11-классников в нашей школе 11 человек, в их числе я, получили "тройки", у остальных "двойки".

Михаил Гардер, гимназия № 17:

- Трудно сказать однозначно, нужен ЕГЭ или нет. Смотря кому и для чего. Для того, чтобы затруднить жизнь ученикам, - нужен. Насколько я успел понять, его составляют люди, которые не имеют прямого отношения к школе, не знают всех проблем школьного образования. Поэтому и задания они составляют, основываясь чисто на теоретической базе. Я собираюсь поступать на истфак и в алгебре не очень хорошо разбираюсь, поэтому мне все равно, в какой форме будет проходить этот экзамен, провалю я его или сдам на "три". А вот для людей, которые поступают на математические факультеты, этот экзамен будет создавать дополнительные проблемы. Во-первых, он сложнее обычного экзамена, во-вторых, далеко не на всех факультеты принимают по результатам ЕГЭ.

Полина, педагогический колледж № 1:

- Я учусь на филологическом факультете колледжа, у нас математики - три часа в неделю. По сравнению с 11-классниками, которые учатся в школе, мы очень многого не знаем. Это выяснилось на репетиционном экзамене. По-моему, тем, кто не поступает на физмат, экзамен не нужен. Я против ЕГЭ. На него затрачивается очень много денег, которые могли бы пойти, например, на зарплату учителям.

Евгений, лицей №1:

- С одной стороны, ЕГЭ - это хорошо: вместо двух сдаешь один экзамен и сразу можешь поступить в вуз. С другой стороны многие ребята не подготовлены писать тесты. Плохо, что одинаковый экзамен придется сдавать всем: и тем, у кого математики было по три часа в неделю, и тем, у кого уроки шли шесть дней подряд. Меня беспокоит также, что проверять работы будет компьютер, а значит, любая опечатка будет считаться ошибкой, даже если ход решения был правильным.



Соб. инф.


Редакция | Наш форум