logo 4/2001

Портрет и вокруг


"НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ГЛАВНОМ..."

Весной мы отмечаем юбилей главного режиссёра Государственного молодёжного театра "Творческая мастерская" И.П.Петрова.

Имя Ивана Петрова, главного режиссёра любимого петрозаводчанами театра "Творческая мастерская", хорошо известно в Карелии, а для театрального мира республики - это признанный авторитет.

Ивану Петрову исполняется 75 лет. В это трудно поверить: он по-прежнему молод, энергичен, полон замыслов, по-прежнему стоит "у руля" своего корабля, своего детища - театра "Творческая мастерская", который возглавляет с момента создания, с октября 1988 года, и по сей день.

Профессия главного режиссёра, лидера, который определяет художественное лицо, политику, направление развития театра, в наши времена стала непопулярной среди нового поколения режиссуры. Молодые режиссёры не спешат надевать себе на шею ярмо главного: ведь это, помимо профессиональных качеств, требует ещё и таланта организатора, психолога, политика; это возлагает на плечи бремя ответственности за судьбы актёров и, в конечном итоге, ответственность за судьбу всего театрального коллектива... Быть главным - тяжёлая ноша, и она не каждому по плечу. Ивану Петрову такая судьба оказалась по силам. Более того - это его профессия.

В 60-е годы, после окончания режиссёрского факультета ГИТИСа, И.Петров семь лет работал в Петрозаводском Русском драматическом театре. Это была первая встреча Петрова с Карелией. Театралы со стажем до сих пор вспоминают о "Трёхгрошовой опере" Б.Брехта, о "Смерти Тарелкина" Сухово-Кобылина, о "Последних" М.Горького или о спектакле "Ищу правую руку" Д.Псафаса.

В театрах Петрозаводска в те годы шла смена поколений. Вновь назначенный режиссёр Русской драмы Иван Петров стал решительно приглашать молодёжь, обновлял труппу. Именно тогда появились в театре и талантливо заявили о себе О.Белонучкин, Е.Бычкова, Н.Барсега и другие. Только что окончившие Ленинградский театральный институт В.Мойковский и Л.Зотова приехали в Петрозаводск, движимые желанием работать с Петровым.

Потом был двухлетний период работы главным режиссёром в Волгоградском театре драмы имени Горького с острыми, смелыми спектаклями по пьесам М.Карима "В ночь лунного затмения", А.Штейна "Между ливнями", Ю.Германа "Дело, которому ты служишь", Л.Жуховицкого "Возраст расплаты". Эти постановки вызвали в традиционно "нетеатральной" Волгограде взрыв зрительского интереса к театру, внимание центральной и местной прессы - и острейший конфликт с "инстанциями" города.

Затем - 18 лет работы в Вильнюсе, в Государственном русском драматическом театре Литвы. Целая жизнь. Почему Прибалтика?... Может, потому, что в Советском Союзе это означало большую свободу: в творчестве, в жизни, в выборе репертуара?

Вильнюсский русский драматический театр в этот период становится самым популярным коллективом у литовских и русских зрителей. Просматривая рецензии тех лет ведущих критиков И.Алексайте, Э.Янсонаса и других, всё время встречаешься с такими определениями петровских спектаклей, как "одно из наиболее ярких впечатлений прошлого театрального сезона", "Потрясающее умение работать с актёром", "завидный дар пластически раскрывать события пьесы", "строгий и одновременно внутренне страстный сценический рассказ, психологически сложные узлы человеческих взаимоотношений и одновременно безграничная вера режиссёра в актёров и в человека..."

Вот несколько названий спектаклей тех лет, каждый из которых стал событием театральной жизни Вильнюса: "Барбара Радвилайте" Ю.Грушаса, "Татуированная роза" Т.Уильямса, "Картотека" Т.Ружевича, "Женщина с моря" Г.Ибсена, "Жили-были" А.Казанцева...

Но для среднего и молодого поколения петрозаводчан Иван Петров - это, прежде всего, "Творческая мастерская". Театр, который был замешан на студийном энтузиазме, зародился в бурную перестроечную эпоху жажды перемен и обновления. Группа актёров- энтузиастов создания "ТМ" обратилась с просьбой возглавить новый театральный коллектив к Ивану Петрову, зная его как режиссёра по совместным работам прошлых лет.

К тому времени (1988 г.) Иван Петров, народный артист Литвы, лауреат Госпремии, был уже сложившимся мастером, со своим театральным почерком, со своей эстетикой, главными составляющими которой являются верность лучшим традициям русской театральной "школы переживания", тонкий психологизм, умение пойти "вслед за автором" в сценическом воплощении пьесы.

Театр Ивана Петрова - это театр актёрский, ансамблевый, работающий на создание общей атмосферы спектакля. Петров передаёт свой режиссёрский замысел не через жесткую формальную сторону, а прежде всего через актёра. Именно поэтому в "ТМ" так много ярких актёрских индивидуальностей, любимцев петрозаводскоё публики: это Л.Живых, Г.Залогин, Е.Бычкова, О.Белонучкин, Л.Баулина, В.Чебурканов, В.Мойковский, Д.Максимов и другие.

Забота о будущем своего театра выразилась в реализации И.Петровым идеи создания актёрской студии при "ТМ" (1993-1996 гг.). Сейчас уже можно смело говорить о новом поколении "ТМ", об интересных, самобытных молодых актёрах и о перспективах, связанных с новыми актёрскими именами.

Педагогика - это вообще очень важная черта режиссуры И.Петрова. Именно это качество позволяет ему открывать новые актёрские имена - вспомним дебют Д.Максимова в "Этих свободных бабочках" и "Гарольде и Мод"; повернуть уже известного актёра к зрителю новыми, неожиданными гранями его дарования - роль Кулыгина в исполнении Г.Залогина в "Трёх сестрах", дуэт Л.Живых-Е.Бычковой в "Спокойной ночи, мама", Анфиса Л.Баулиной во "Вдовьем пароходе".

Ещё одной - и очень важной - составляющей режиссуры И.Петрова является этическая позиция его театра: вера в человека, в его лучшие и светлые начала; утверждение гуманистических принципов силами сценического искусства.

Спектакли Ивана Петрова всегда были стержнем афиши "ТМ". Это "Плаха" Ч.Айтматова, "Дядя Ваня" и "Три сестры" А.П.Чехова, "Доходное место" А.Н.Островского, "Прощай, Иуда" И.Иредыньского, "Эти свободные бабочки" Л.Герша, "Спокойной ночи, мама" М.Норман, "Вдовий пароход" И.Грековой и П.Лунгина...

"Творческая мастерская" складывалась как группа единомышленников; творческий эксперимент и поиск, инициатива были заявлены в самом названии театра. И тут проявилось особое качество И.Петрова - главного режиссёра: в разные годы существования "ТМ" он давал возможность проявлять свои режиссёрские способности актёрам своей труппы: Е.Ю.Бычковой, которая стала режиссёром-постановщиком целого ряда спектаклей театра, Л.Ф.Живых, О.А.Белонучкину, В.В.Чебурканову. Более того, театр всегда был открыт для сотрудничества с приглашёнными режиссёрами. У Петрова критерии таковы: главное, чтобы предлагаемое театру коллегой-режиссёром было, с одной стороны, талантливо, художественно убедительно, а с другой - побуждало зрителя на некую ожидающую, возвышающую работу души.

Причём, статистика этих спектаклей может быть самой разнообразной и вовсе не походить на режиссёрский почерк самого Ивана Петрова. Так в репертуаре "ТМ" появились постановки А.Тупикова (Москва) и А.Невинского (Санкт-Петербург), спектакли яркие, зрелищные, подчёркнуто театральные по форме.

В планах "ТМ" - расширение круга сотрудничающих с театром режиссёров. Такая политика "открытых дверей" - качество крайне редкое для главного режиссёра и свидетельствует, на мой взгляд, о силе и мудрости Петрова - художника и Петрова - руководителя. Это даёт возможность возглавляемому им театру приобретать новый творческий объем, открывать в себе иные грани, быть всегда непредсказуемым, интересным, развивающимся.

Творческое кредо И.Петрова-режиссёра - это верность психологическому театру, вдумчивая, кропотливая работа: актёра - над ролью и зрителя - над увиденным им на сцене. Казалось бы, вокруг сейчас столько яркого, клипового, развлекающего... Может ли театр Петрова противостоять натиску шоу и зрелища, выдерживает ли конкуренцию в борьбе за зрителя? На этот вопрос лучше всего ответили московские гастроли "ТМ", проходившие в конце сентября 2000 года. Об успехе "ТМ" много писали в прессе. Все столичные критики, подводившие итоги турне петрозаводчан, оказались едины в своих выводах: театр Ивана Петрова по-новому актуален, востребован и в сегодняшней усталости от многоцветья и суеты важен для зрителя. Как точно сформулировал Александр Иняхин в октябрьском номере "Страстного бульвара, 10": "В спокойной, сосредоточенной на реальной жизни человеческого духа творческой работе, оказывается новизны не меньше, чем в рискованных опытах и тропах..."

В этой связи мне бы хотелось вспомнить о кульминационном моменте московских гастролей, об особом, ярком успехе у столичной публики спектакля Петрова "Вдовий пароход". Этот триумф был тем дороже, что в родном Петрозаводске "Вдовий пароход" был принят критикой хотя и эмоционально, но с некоторой долей растерянности: все-таки, сегодня - и война, коммуналка...

Мне всегда бывает странно, что наша театральная общественность смотрит обычно только премьерный спектакль или так называемую предпремьерную сдачу, и по этому единственному просмотру составляет своё мнение о работе театра. Однако спектакль - создание живое (особенно хороший!), и он имеет тенденцию к развитию.

"Вдовий пароход" очень вырос с момента своего появления на сцене в апреле 2000 года. Всё это время Иван Петров продолжал напряжённо работать над редакцией спектакля, продолжалась работа над ним и в душах актёров. Во всей своей силе он прозвучал, по-моему, именно в Москве.

Иван Петров очень точно определил жанр своей постановки - "родительская суббота". В его "Вдовьем пароходе", наполненном ностальгической тоской по тому времени, по людям, вынесшим войну на своих плечах, есть трагически звенящая нота покаяния перед памятью отцов и матерей, покаяния, которое приходит так часто слишком поздно. Эти высокие, пафосные темы вырастают из сплетения простых и скорбных судеб героинь, таких живых и узнаваемых; из смеха и слёз послевоенной "коммунальной" жизни! Московский зритель оказался необыкновенно чутким: казалось, зал ждал такого разговора театра с ним. Произошло то драгоценное, что бывает нечасто на спектакле и чего мы, зрители, так жадно ждём от театра: зал дышал со сценой единым дыханием; ловил настроение, эмоцию, рождающуюся на сцене, как резонатор, усиливал её и возвращал к актёрам волной благодарного зрительского понимания.

Именно в Москве стало очевидным, что наше с вами историческое "вчера" остро интересно сейчас зрителю, интересно не как "чернуха", а как желание понять, откуда мы; соприкоснуться с живым дыханием того времени...

Блистательные актёрские работы, напряжённый темпо-ритм спектакля вызвали целую бурю эмоций у москвичей. Зал встал и в едином порыве, стоя, благодарно скандировал: "Браво!.." На глазах у многих блестели слезы. Это были незабываемые минуты!

...И снова театр живёт ожиданием премьеры нового спектакля Ивана Петрова по пьесе современного болгарского драматурга Христо Бойчева "Полковник Птица".

Материал очень интересный, одновременно остро современный и вечный, трагичный и комичный... Иван Петров взялся за эту пьесу сразу, как только прочёл её в одном из последних номеров "Современной драматургии", отложив другую, долго готовившуюся им работу. Эта способность "загореться" новой идеей, почувствовать современность и необходимость появления пьесы на сцене - ещё одно яркое свидетельство творческой молодости и неуспокоенности главного режиссёра "Творческой мастерской" Ивана Петрова.

Поздравляя Ивана Петровича с праздником, хочется пожелать ему долгих лет жизни, сил, здоровья и - новых спектаклей, которых мы, его зрители, всегда ждём - с интересом, надеждой и верой.



Анна ФАДЕЕВА


Редакция | Наш форум