logo 4/2003

К 300-летию Петрозаводска


Архитектура

НАГОРНАЯ, АНГЛИЙСКАЯ, МАРИИНСКАЯ

Так названия носил в прошлом проспект Карла Маркса

Нет сомнения в том, что на вопрос о самой красивой улице Петрозаводска большинство жителей города и приезжих ответят: проспект Карла Маркса. При этом подразумевается та часть проспекта, что находится между площадью Ленина (бывшей Круглой) и Кирова (бывшей Соборной).

Чем же так хорош проспект К. Маркса? Во-первых, тем, что, застроенный лишь с одной стороны, обращен в сторону озелененной поймы Лососинки и раскрыт на юг: с ранней весны солнце привлекает сюда гуляющих, а ряд домов закрывает променад от северных ветров. Во-вторых, застройка проспекта представляет собой архитектурный ансамбль, каких совсем немного в Петрозаводске. Ансамбль этот сформирован в 1950-е годы по единому замыслу - здания соразмерны человеку, создают комфортную среду, да и просто красивы сами по себе.

Проспект Карла Маркса - одна из самых старых улиц Петрозаводска: в этом году ей исполняется 227 лет. Рождением улицы можно считать декабрь 1776 года, когда строитель и начальник Александровского завода Аникита Ярцов распорядился о заселении вновь построенных деревянных домов "от каменных палат по Нагорной линии (как ей и именоваться следует)" для заводских специалистов.

Каменными палатами называли строения на Круглой площади, а Нагорной линией - теперешний проспект К. Маркса. Линия - потому что застроена эта улица была лишь с одной стороны (вспомним линии Васильевского острова в Петербурге, сохранившие свои названия до сих пор), а Нагорная - потому что проходила по высокому обрыву надпойменной террасы Лососинки.

Нагорная линия родилась не на пустом месте - еще во времена Петровских заводов, в начале XVIII века, по этой трассе шла дорога на Петербург. О том, что тогда это был "загород", свидетельствует существование в ту пору кладбища с часовней на месте нынешнего универмага "Карелия". О выносе этого кладбища с настоятельным предложением к "его преосвященству Олонецкому и Каргопольскому" обращался А. Ярцов, желая продолжить застройку Нагорной линии и таким образом соединить Александровский завод и новый административный центр на Круглой площади со слободой при бывших Петровских заводах. Нагорная линия при этом становилась главной и практически единственной улицей без пяти минут города.

Деревянные дома на новой улице представляли собой не избы, а вполне городские, хоть и небольшие, здания, так как строились по "образцовым" проектам с соблюдением определенных пропорций и размеров уличных фасадов, окон, простенков, цоколя. Для того, чтобы скрыть бревна, бревенчатые фасады обыкновенно либо обкладывались тонкой кирпичной стеной и штукатурились, либо обшивались тесом. Именно в одном из таких домов на Нагорной линии в 1784-1785 годах жил Олонецкий гражданский губернатор Г. Р. Державин. С появлением в Петрозаводске в 1786 г. в качестве нового директора Александровского завода англичанина Чарльза Гаскойна, привлекшего за собой достаточное количество своих соотечественников, Заводская и Нагорная линии все чаще стали называться Английскими улицами, так как именно там стали селиться "английские художники", т.е. горные специалисты Гаскойна. Иногда Нагорную линию, в отличие от другой Английской, именовали Петербургской линией - по-видимому, в память о том, что здесь когда-то проходил Петербургский тракт.

В 1790 году губернский архитектор Федор Крамер начал возведение первых 15-ти двухэтажных каменных лавок Гостиного двора, запроектированного в конце Английской улицы возле Соборной площади. Строительство Гостиного двора продолжалось в течение многих лет: сначала застраивалась его часть, обращенная к главной улице, затем - другие три стороны с образованием внутри этого сооружения хозяйственного двора.

Здание Гостиного двора представляло собой монументальное каменное двухэтажное строение с открытыми на улицу аркадами и решенное в стиле классицизма. Торговые и складские помещения, объединенные открытыми галереями, располагались по периметру стен в два яруса; ограждением верхнего служили каменные балюстрады. Главный фасад здания Гостиного двора, крупнейшего торгового центра города, вогнутой дугой образовывал небольшую торговую площадь, отделенную от проезжей части улицы пешеходным бульваром. Благодаря своему назначению, а также характерному архитектурному образу, Гостиный двор господствовал на главной улице Петрозаводска до 1940-х годов, пока не был разрушен во время Великой Отечественной войны.

В XIX веке на Английской-Петербургской появились каменные двухэтажные дома, а также здания почтовой конторы и городской управы с пожарной каланчой. В 1858 году напротив Гостиного двора по проекту губернского архитектора Василия Тухтарова был построен каменный павильон гауптвахты, взамен деревянной, которая "своим видом безобразила общую картину главной дороги" и центра города.

Новая гауптвахта представляла собой красивый павильон, на главном фасаде которого доминировал выступ с тремя арками; общее симметричное решение здания завершала квадратная в сечении башня с большими круглыми окнами. В одном из окон предполагалось разместить часы с боем.

На рубеже XIX и XX веков в этом здании размещалась публичная библиотека, а ныне оно обстроено и находится внутри кукольного театра - арки и квадратные столбы гауптвахты можно наблюдать в его фойе.

В 1885 году Английская ул. вместе с Онежской набережной были переименованы: одна - в Мариинскую, другая - во Владимирскую в честь посещения Петрозаводска "их императорскими величествами великим князем Владимиром Александровичем и супругой его великой княгиней Марией Павловной".

В 1912 году Мариинская украсилась еще одним сооружением - вновь построенным по проекту инженера-архитектора В. Лядинского каменным зданием Благотворительного общества с большим зрительным залом на 550 мест, где игрались спектакли, а позже разместился кинотеатр "Триумф" и уже в советское время - Государственный театр драмы. Архитектор С. Бродский в 1965 году перестроил оба здания, стоящие рядом, - театра и гауптвахты - в единый театральный комплекс, который в настоящее время претерпевает очередные реконструктивные мероприятия с изменением внешнего вида по меркам нынешней архитектурной моды.

После революции 1917 года Мариинская, получившая имя Карла Маркса и статус проспекта, долгое время сохраняла свой прежний облик. Лишь в результате осуществления решений генерального плана Петрозаводска 1946 года бывшая Мариинская приобрела свой современный вид. В соответствии с генеральным планом проспект К. Маркса и замыкающие его площади Ленина и Кирова являлись главными составляющими архитектурно-композиционной оси центральной части города.

На площади Кирова планировалось возведение Дворца Советов, главного здания Карело-Финской ССР, что повлияло на образное решение архитектуры будущей застройки улицы. В процессе реконструкции, которая проходила в два этапа, проспект был расширен на 9метров: новые здания строились вторым рядом за существующими, которые затем сносились.

Расширение проспекта позволило создать вдоль домов второй ряд зеленых насаждений, что с учетом существующей аллеи на его незастроенной стороне превратило городскую улицу в большой бульвар. Участок проспекта между площадями длиной 600 метров застроен семью зданиями, шесть из которых были возведены практически одновременно - с 1951 по 1956 годы. Это позволило создать интересный градостроительный ансамбль.

Привлекают внимание объемы, которые располагаются на угловых участках, образованных пересечением проспекта К. Маркса с вливающимися в него под острым углом улицами Дзержинского, Кирова и Куйбышева. Разные архитекторы решали постановку своих зданий одинаково, так что на каждом перекрестке образовалась маленькая площадь, ориентированная в сторону площади Кирова. Поддерживая эту градостроительную идею, авторы сумели каждый по-своему превратить "неудобный" острый угол здания в главный фасад, решенный симметрично и раскрытый на проспект.

Четырехэтажная, со спокойной линией карниза застройка проспекта подчеркивает его положение между двумя площадями. Исключением стали здания, выходящие к площадям Ленина и Кирова, акцентированные одно глухим бельведером по оси главного входа (административное здание "Кареллеспрома" на углу улицы Андропова; 1956, арх. А. Власов и Э. Звартау), другое - двумя восьмигранными башенками (дом с кафе на углу улицы Куйбышева; 1956, арх. Л. Тарлер).

Здания на проспекте К. Маркса построены в стилях неоклассицизма (административные) и неоренессанса (жилые), характерных для советской архитектуры 1930-1950-х годов. Все дома оштукатурены, первые этажи рустованы, а верхние завершаются богатыми карнизами. Здания украшают ритмичные ряды лепных деталей и развитый ордер, близкий к своим историческим прототипам. Все жилые дома в первых этажах имеют магазины или кафе с витринными окнами, придающими проспекту выраженный общественный характер.

В проектировании зданий на проспекте принимали участие карельские и ленинградские архитекторы: М. Старченко (дом № 22; 1952), Л. Тарлер (дома №№ 12, 14; 1956), М. Вячеславина (адм. здание МВД; 1951; дом № 20; 1953). Впоследствии здесь работали архитекторы Э. Тентюкова, запроектировавшая в начале 1960-х пристройку к зданию "Кареллеспрома" (дом № 24), сохранившую стилевые черты основного здания, а также Л. Ротинов и В. Архипов, построившие в 1967 году универмаг "Карелия". В здании универмага авторы попытались гармонически увязать современную архитектуру с существующей застройкой проспекта ритмически и масштабно, не нарушив ансамбля 1950-х годов.

Неотъемлемой частью проспекта К. Маркса является его бульвар. Первая попытка благоустроить Английскую улицу была предпринята еще в 1840-е годы: провели аллею, высадили деревья - "но без присмотра все сделанное уничтожилось". На генеральном плане Петрозаводска, составленном губернским архитектором В. Тухтаровым в 1854 году, и плане 1879 года место для гуляния и липовая аллея на Мариинской улице были обозначены отдельными экспликационными номерами наряду с важнейшими зданиями города. Однако, судя по тому, что в 1908 году в Петрозаводске опять - в который уже раз! - проводилась очередная благотворительная акция по сбору средств на Мариинский бульвар, насаждения по-прежнему "уничтожались". Чаще всего козами, но, скорей всего, из-за отсутствия присмотра и постоянного ухода. Нынешний бульвар, в начале ХХ века засаженный тополями, которые постепенно заменяются липами, уже почти 100 лет радует горожан и придает проспекту неизъяснимую прелесть в любое время года.



Елена ИЦИКСОН,
архитектор


Редакция | Наш форум