logo 4/2002

Маэстро


ОЛЕГ СОЛДАТОВ - ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Ровно десять лет назад в марте за пульт симфонического оркестра Карельской государственной филармонии встал главный дирижер оркестра, лауреат Международного конкурса имени Артуро Тосканини Олег Солдатов. Олег Юрьевич вспоминает, как это было.

- Первый свой концерт с нашим Симфоническим оркестром, который тогда еще был оркестром Министерства культуры, я сыграл с профессором Московской консерватории Ириной Бочковой и ее учениками. Мы исполняли произведения для скрипки с оркестром. Следующая программа состояла из музыки Скрябина - "Божественная симфония" и Фортепианный концерт в исполнении московского пианиста Юрия Овчинникова. Затем вспоминается авторский концерт Геннадия Вавилова посвященный шестидесятилетию композитора. Одним из последних произведений сыгранных оркестром до своего переезда из Дома радио в Республиканский центр искусств стала Первая симфония Шостаковича.

- Как вы оказались в Петрозаводске?

- В Петрозаводск я приехал по совету главного режиссера Музыкального театра Владимира Шестакова. Он познакомил меня с Галиной Николаевной Залкинд - тогда директором Симфонического оркестра Карельского телевидения и радио. К работе с оркестром я приступил в тот момент, когда его существование было под вопросом - за выживание коллектива шла долгая и упорная борьба. Во многом благодаря Галине Николаевне Залкинд и тогдашнему министру культуры РК заслуженному артисту Карелии Олегу Белонучкину город не лишился своего симфонического оркестра. Первые полгода прошли в совместной работе с главным дирижером оркестра Игорем Федоровичем Логутовым. Мы репетировали на радио, а с концертами выступали в зале Финского театра.

- Кто из тех музыкантов, с которыми вы начинали, работает в оркестре до сих пор?

- Основной состав оркестра изменился не очень сильно. Имена его артистов хорошо знакомы любителям музыки. Мне же хочется вспомнить тех музыкантов, которых уже нет в оркестре. Среди них: Ариадна Тугай (арфа), Константин Мишуков (виолончель), Юрий Лившиц (скрипка), концертмейстер альтов Станислав Значко, концертмейстер виолончельной группы Инна Аллерова, Василий Кальчук (тромбон), Анатолий Кириценко (фагот), Анатолий Новиков (фагот), Леонид Миронюк (валторна), Дмитрий Иванов (труба).

- В чем особенность работы с солистом? Ведь, часто взгляды дирижера и солиста на интерпретацию того или иного произведения могут не совпадать?..

- В моей практике не было случая, когда отсутствовал бы контакт с исполнителем. Конечно, с кем- то работать легче, с кем-то сложней. Все люди разные, встречаются личности очень непростые, как, например, было с Дмитрием Башкировым или Алексеем Любимовым. Но, несмотря на трудности, мне всегда удавалось прийти с солистом к единому мнению. Когда солист играет с оркестром - он лидер, он задает тон исполнению, ведет оркестр. В таких случаях задача оркестра - аккомпанировать солисту. Именно аккоманемент является основой дирижерского искусства. Безусловно, солист становится лидером только в том случае, если он наделен яркой исполнительской волей, если же артист лишен этого дара - все выступление берет в свои руки дирижер. Отношения между дирижером и солистом зависят от индивидуальности каждого - дирижер либо уступает на время, либо спорит. Бывали случаи, когда реплики солиста звучали в одном темпе, а фразы оркестра отвечали в другом. Я считаю, что никогда нельзя позволять солисту репетировать с оркестром самостоятельно. Существует определенная исполнительская этика, согласно которой солист может о чем-то попросить оркестрантов или высказать свои пожелания, но только через дирижера. Любой контакт дирижера с новым исполнителем - хором, оркестром устанавливается в течение десяти минут. Многие прославленные симфонические коллективы уже по одному выходу дирижера видят, кто будет хозяином положения.

- Вы лауреат престижного Международного конкурса дирижеров имени Артуро Тосканини. Без этого звания ваше имя не упоминается ни в одном концерте. Как вы получили эту премию?

- Какое-то время после окончания Ленинградской консерватории я работал дирижером в Томском симфоническом оркестре. Тогда и побывал на конкурсе. Имя великого дирижера, в честь которого назван конкурс, настраивает всех его участников на особый лад. Председателем жюри конкурса был известный российский дирижер, ныне проживающий за рубежом, Рудольф Баршай. В рамках конкурса проходил десятидневный семинар, где мы слушали советы этого опытнейшего музыканта, игравшего с легендарными исполнителями и сделавшего оркестровые редакции некоторых сочинений Прокофьева. Программа конкурса была весьма насыщенна - исполняли музыку Дебюсси, Пятую симфонию Прокофьева, Третий концерт Рахманинова, Увертюру к опере Верди "Сила судьбы", сочинения Моцарта и Рихарда Штрауса. В финал вышли пять человек - американец, итальянец и три наших дирижера. Насколько мне известно, после моей победы первых премий на этом конкурсе пока больше не присуждали.

- Есть ли у вас определенные репертуарные предпочтения?

- Мне ближе музыка романтиков - и русских, и зарубежных - нежели произведения современных авторов. (В одном из интервью Олег Юрьевич сказал замечательные слова о том, что дирижер должен быть "всеядным". Своим искусством он подтверждает это - в исполнении Солдатова прекрасно звучит и его любимый Шостакович, и Скрябин, и Бах, и Гайдн, и музыка композиторов Карелии, первым исполнителем которой часто является именно наш дирижер. - А.Г.)

-Чье дирижерское мастерство вы могли бы назвать верхом совершенства?

- Дирижерское искусство Евгения Мравинского - на все его репетиции я ходил два года - и Герберта фон Караяна. Я очень благодарен своему педагогу по консерватории Равилю Мартынову, который многому меня научил. Он - ученик Лео Гинзбурга - патриарха Московской школы дирижирования.

- А когда у вас родилась мечта непременно стать дирижером?

- Однажды, еще в годы учебы в музыкальной школе, мама взяла меня с собой в Кировский театр. Весь спектакль я не сводил глаз с Человека, управляющего всеми - с дирижера!

- Первого апреля в традиционный День смеха принято шутить и разыгрывать друг друга. Были ли в вашей дирижерской практике подобные курьезные случаи?

- Впервые за пульт Симфонического оркестра я встал, будучи студентом Ленинградской консерватории. Помню, вторая в моей жизни репетиция состоялась как раз первого апреля - мы должны были играть Увертюру Чайковского "Ромео и Джульетта". Я вышел - коленки дрожат, разложил ноты, взмахнул руками, ...а оркестр заиграл Увертюру из оперы "Кармен"!...Я был ужасно смущен и растерян. И тогда мой педагог встал и сказал оркестрантам: "Первое апреля не в том, что вы сыграли не ту увертюру. Первое апреля вот где!". И указал на фальшивый строй кларнетов и фаготов.



Соб. инф.


Редакция | Наш форум