logo 4/2002

Событие


Сто глав в образовании

- так называется Первый Карельский форум образования, который прошел недавно в Петрозаводске. В его рамках состоялась научно-практическая конференция "Развитие среднего образования".

В конференции приняли участие руководители и эксперты федерального мегапроекта "Развитие образования в России", представители вузов и педколледжей Карелии, директора более половины школ республики. Примечательно, что директора крупных школ встретились вместе впервые за 8 лет. На конференции обсуждались вопросы модернизации образовательной системы, проблемы российской школы и пути их решения.

- Без перестройки сознания управленца ничего в школе не изменится, - убежден Александр Григорьевич Асмолов, руководитель мегапроекта, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО. - Модернизация школы начинается с личностного и профессионального роста директора. Он же полководец, стратег, мастер баланса функционирования и развития.

В своем выступлении Асмолов говорил о том, что необходимо повысить статус директора и учителя, придать им уверенности в себе. Он предложил создать независимую анонимную систему диагностики знаний учителей и ввести звание "Заслуженный директор школы Карелии". Также Александр Григорьевич затронул проблему информатизации. По его словам, в мире возник феномен информационной акселерации: некоторые дети уже в три года владеют дизайном, компьютерный мир для них - среда обитания, в то время как учителя только постигают компьютерную науку. Крайне важно, чтобы взрослые не отстали от детей, - сказал он.

По мнению Дмитрия Николаевича Кавтарадзе, заведующего лабораторией экологии и охраны природы МГУ, профессора Международного университета, доктора биологических наук, проблема российской школы в том, что она учит механически воспроизводить знания и недоиспользует потенциал учителей и учеников.

- Мир становится сложнее, поток информации увеличивается. Вместо того чтобы учить школьников пониманию сложных процессов, мы по инерции пытаемся рассказать им как можно больше о меньшем. Стоит ли удивляться потом, что дети страдают из-за перегрузок, у 80 процентов выпускников школ - хронические заболевания? - сказал в своем выступлении профессор.

Во время обсуждений участники конференции не раз говорили об отсутствии в стране идеологии. Они уверены, что необходимо сформировать систему общедемократических ценностей и научить учителей и учеников терпимости - искусству жить с людьми, которые не похожи на тебя.

Кроме дискуссий и слушаний на конференции шел обмен опытом. Карельские педагоги-новаторы представляли образовательные проекты, которые они реализуют в школах республики.



Анна АНИСИМОВА


Редакция | Наш форум