logo 4/2001


Александр Селянин: "Я РВАЛСЯ В УЧИТЕЛЯ"

Александр Селянин, победитель конкурса "Учитель года Карелии-1999", лауреат Российского конкурса, - удивительно гармоничный человек. Все стороны его личности не только ярки и рельефны, но и находятся в замечательном содружестве, дополняя друг друга. И всё это зиждется на исключительно позитивном, радостном восприятии мира.

- Как ты оказался учителем и почему стал историком?

- Это целая эпопея. В 10-м я уже хотел поступать в педагогический, хотя все меня усиленно отговаривали. Даже учителя отговаривали, а должны по идее поддерживать такие желания своих учеников. Теперь, зная, какая это работа, я понимаю, что они не хотели мне такой доли. И даже почти отговорили. А учительница немецкого языка однозначно советовала поступать в МГИМО. Я тогда понятия не имел, что это за институт, кто туда поступает и как, и решил поехать. Но, во-первых, опоздал - вступительные экзамены там всегда начинались раньше. А во-вторых, увидел, какие там абитуриенты - все при бабушках, при нянюшках. Мне это стало настолько неприятно, что я в тот же вечер уехал из Москвы в Ленинград. А там нашёл на набережной Мойки педагогический институт. Дома, когда узнали об этом, все были просто в ужасе.

Но в Герценовский меня сначала брать не хотели, потому что в области и в городе была нехватка специалистов, и принимали молодежь только с ленинградской или областной пропиской, чтобы потом по области и распределять. А я выбрал исторический факультет, хотя наибольшие успехи были в физике, в химии, в математике. Теперь, даже смешно: я считал, что поскольку эти предметы я и так знаю, то незачем идти на эти факультеты, потому что мне там будет неинтересно.

В общем, в институте секретарша объяснила ситуацию и отправила в университет. А я говорю, что не хочу просто в университет - хочу быть учителем истории! Тогда это тоже было непонятным - человек так рвётся в учителя. Это, видимо, её подкупило, и она меня направила по инстанциям, предупредив, однако, что конкурс большой. Инстанции я прошёл, и в качестве исключения был допущен к вступительным экзаменам. Набрал 24 балла при проходном 23. И всё равно зачислили меня с большим трудом.

В середине учебы я ещё пошёл в армию и два года отслужил, как полагается. Так что окончил институт только в 89-м, но с отличием, и вернулся в Костомукшу. Кстати, распределиться в Костомукшу всё по той же причине было тоже очень трудно. Помогли в Министерстве образования республики.

С 93-го года Александр Селянин руководит лицеем, строя учебный процесс в соответствии со своим пониманием задач, стоящих перед педагогами. И руководит более чем успешно. Практически сто процентов выпускников лицея год за годом поступает в вузы.

- Не рано ли ты стал директором?

- Я стал директором в состоянии юношеского максимализма, когда хотелось делать многое, а большая школа это махина, которую сдвинуть с места очень трудно. Тогда я получил первый опыт, что в нашей педагогической системе мало иметь благие намерения. В школе главная фигура - учитель, а не то, как ты покрасишь стены, какую мебель поставишь, какое оборудование приобретешь.

- Каким, на твой взгляд, должен быть учитель?

- При подборе кадров у меня два критерия. Профессионализм, то есть знание основ своего предмета, стремление совершенствовать себя в нем и по содержанию, и с психолого-педагогической стороны - это первое. А второе - безусловно, любовь к детям. Только сочетание этих двух качеств позволяет делать обучение максимально успешным.



Беседовал Александр Воронин


Редакция | Наш форум