logo 4/2001


Татьяна Сеппянен: "У ИСТОРИКОВ БОЛЕЕ МОБИЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ"

Недавно исполнилось два года, как Татьяна Сеппянен, победительница первого конкурса "Учитель года Карелии" в 1995 году, стала начальником отдела образования Пряжинского района. Уже сейчас её называют одним из лучших руководителей муниципального образования (см. на соседней странице оценку заместителя министра образования Анатолия Кармазина). Новое положение дает Татьяне Сеппянен возможность под несколько иным углом посмотреть на конкурс.

- Чем запомнился конкурс?

- Самим фактом неожиданного участия. Ведь в районном конкурсе я заняла четвёртое место. Тогда в республиканском конкурсе ещё не было квоты участия - он только начинался, и когда методисты предложили поехать, потому что кто-то отказался, я согласилась. Первое, что понимаешь на конкурсе, - почему все боятся. Боятся попасть в ситуацию сравнения.

На нашем первом конкурсе не было урока-импровизации, только визитная карточка, урок и защита концепции. Иногда с испугом думаю, а смогла ли бы я дать урок-импровизацию, когда на подготовку даётся только ночь?

Конкурс даёт возможность мобилизоваться, собрать всё, что накопилось за всю твою жизнь. Там чувствуешь, что вообще-то педагоги очень разные.

- До сих пор помню, как вы, финалисты конкурса, блистательно разыграли деревенскую свадьбу. Зал буквально стонал от смеха. Вы изображали простоватого мужичка, находящегося под каблуком у жены. Потрясающие актёрские способности Татьяны Сеппянен все тогда отметили. Откуда они?

- Я с детства на сцене, с пионерских времён. Всегда участвовала в самодеятельности, была вечной Снегурочкой на ёлках. Ещё будучи ребёнком, могла организовать игры, хороводы человек на двести.

Сам факультет, на котором я училась в Ивановском пединституте, - историко-педагогический - располагал к творчеству. Нас готовили к вожатской работе, я занималась в театре педагогических миниатюр.

- Каким бы хотелось видеть конкурс?

- Мне бы хотелось, чтобы в конкурсе участвовали не только молодые люди, которые год-два отработали в школе. Они существуют ещё на волне влюблённости в профессию, им всё нравится, и они берут этим обаянием. У них не столько профессионализм, сколько богатый арсенал новых средств. Получается ярко, красиво, все в восторг приходят. Но мне интереснее учителя, которые поработали лет десять-пятнадцать, успели уже что-то полюбить, в чём-то разочароваться в профессии, от чего-то отказаться, оставив только то, что нужно им и детям. Хотя я прекрасно понимаю, что конкурс привлекает больше молодых, они смелее на него идут.

- На двух последних конкурсах успешно выступили представители вашего района - и Оксана Ерюшкина, и Василий Еремеев стали лауреатами. Глава вашего района Александр Щербаков непременно присутствует на республиканском финале, и это, пожалуй, единственный такой пример. Повлиял ли конкурс на его отношение к учительству?

- Конечно, повлиял. Конкурс даёт возможность нетрадиционно взглянуть на учителя. Где главе до этого приходится сталкиваться с учителями? Во время акций протеста или предвыборной кампании, когда учителя задают вопросы в лоб, отношения порой строятся на нерве. А здесь можно увидеть учителя весёлым, раскрепощённым, с активной жизненной позицией, огромным желанием работать. И руководитель района уже иными глазами начинает смотреть на учителей.

- Есть интересная закономерность: из шести победителей республиканского конкурса трое - Сеппянен, Алёхин и Селянин - преподаватели истории. Чем можно объяснить ваше лидерство?

- История - фундамент всех гуманитарных наук. Она многое объясняет в литературе, праве, философии, социологии. Мне кажется, спектр знаний у историка богаче. И потом - жизнь у нас в стране активная, перемены с такой скоростью осуществляются, что историк волей-неволей должен за всем этим следить. А в наше время необходимо не только следить, но и уметь объяснять, поэтому у историков сознание более мобильное.



Беседовала Наталья Мешкова


Редакция | Наш форум