logo 4/2003

Кладовая мысли


Без нравственной любви нет воспитания

Так говорил Константин Николаевич Вентцель (1857-1947) - педагог, последователь педагогических идей Л.Н. Толстого, создатель "Дома свободного ребёнка". Это уникальное образовательное учреждение было открыто в Москве в 1906-1909 годах. Главным в воспитании считал воспитание нравственной личности, развитие у каждого ребенка самостоятельного системного мышления. Разрабатывал новое направление - космическую педагогику, высшая цель которой - раскрепощение личности, осознающей себя Гражданином Вселенной. Особое место в самостоятельном творчестве ребенка Вентцель отводил ручному труду, воспитанию активного альтруизма ("нравственной любви") - чувства гармонии человека с человеком.

Из статьи "Культура и воспитание" (журнал "Свободное воспитание и свободная школа" №7 ,1907/1908).

* Культура - хорошая вещь, но выше культуры стоит живой человек, живая человеческая личность, и, вводя эту живую человеческую личность в обладание тем ценным богатством, которое ей досталось от предыдущих поколений, позаботимся о том, чтобы она, как личность, ни в чем бы не потерпела умаления, чтобы она не изнемогла под бременем этого богатства.

* Существующая система воспитания думает только о культуре, о наследстве, о дальнейшем безмерном увеличении этого наследства, а о наследнике, о ребенке она совершенно забывает. Не человека, не личность она воспитывает в ребенке, а привратника культуры, ее кладовщика, безразличный и бесформенный аппарат для хранения и дальнейшей передачи добытых результатов культурного развития человечества. Пора одуматься, а то наша великолепная культура приведет в конце концов, несмотря на свои блестящие успехи, к полному вырождению человека. Пора, чтобы человек стал не орудием, не средством культуры, а ее владыкой, господином ее.

* Мы должны смотреть на ребенка прежде всего как на ребенка и только потом уже как на наследника культуры... Мы хотим самого человека обратить в книгу и в книгохранилище, напичкивая его без меры и без конца всякого рода знаниями и стремясь вложить в него весь опыт человечества, накопленный последним в течение всего его процесса исторического развития.

* Каким образом лучше всего сохраняется культура человечества? Каким образом мы можем достигнуть того, что наша внешняя, блестящая, показная культура приобретет более глубокий смысл и более широкое и благотворное значение? Этого мы можем достигнуть только тогда, когда культура перестанет быть внешней и показной, а станет истинной внутренней культурой, когда мы перестанем гнаться за чисто внешними результатами и обратим внимание на ВНУТРЕННЕГО ЧЕЛОВЕКА. О развитии этого внутреннего человека мы очень мало заботимся, а между тем к этому должна бы сводиться главная задача воспитания...

* Этот внутренний человек - самое важное, на нем должно быть воздвигнуто здание культуры, на нем должна быть построена общественная жизнь. Тогда у нас будет здоровая, истинная культура, тогда у нас будут нормальные общественные отношения, … максимум счастья, любви и свободы.

* Каким путем человечество из состояния дикости может подняться до более высоких ступеней развития? Здесь два пути: один - это путь внешней дрессировки, другой - путь свободного внутреннего развития.

…Только путем последовательного и систематически проведенного освобождения ребенка и может быть спасена наша культура. Рабство ребенка, всеобщее и всесторонне рабство, проходящее через все возрасты его жизни, ведет человечество все более и более по наклонной плоскости в направлении к вырождению. Еще не скоро придет время, когда будет провозглашен и твердо установлен КУЛЬТ РЕБЕНКА...

* Будущее, несомненно, явится культом ребенка, этого носителя и источника новой жизни, этой неиссякающей надежды на беспредельное обновление всех сторон человеческого существования. И этот культ ребенка будет коренным образом отличаться от всех, каких бы то ни было форм культа. … Культ ребенка … будет культом жизни, культом творчества и культом человека в истинном смысле этого слова, культом свободно развивающегося во всех направлениях человека, поднимающегося на все более высокие планы бытия, будет признанием и уважением этого человека во всех возрастах его жизни, начиная с момента его рождения.



Подготовил Леонид ЮРЬЕВ


Редакция | Наш форум