logo 4/2001

Монолог о профессии


НЕУДАЧНИКИ МЫ ИЛИ СЧАСТЛИВЦЫ?

Когда меня приняли в Союз писателей России и пригласили для вручения членского билета, я была представлена секретарём Правления следующим образом: "Елена Пиетиляйнен не только поэт, она ещё и учитель". Этим "ещё и..." было порождено немало недоумённых вопросов типа: "А разве поэт может быть учителем?" То есть понимать следовало так: разве учитель может быть поэтом?

Из деликатных и осторожных намёков собеседников следовало, что учитель и творчество - вещи несовместимые. Ну до творчества ли, когда вся жизнь по звонку, по расписанию, по учебному плану? Когда изо дня в день - один и тот же текст в тридцати экземплярах, различающийся лишь количеством ошибок.

И что говорить, когда на курсах повышения квалификации учителей солидный, почтенный, остепенённый лектор вдруг буднично утверждает, что люди, работающие в школе, просто неудачники. Неудачники ли мы или редкие счастливцы?

С точки зрения нынешнего социального положения учительства - да, возможно, и неудачники. Но с точки зрения наличия в нашем деле уникальной возможности творить человека - мы, пожалуй, счастливцы. Творцы. Не побоюсь этого слова.

Когда 16 лет назад я начинала работать в далёкой северной поселковой школе, мне действительно учительский труд казался неблагодарным, потому что невозможно немедленно увидеть его результаты. Учишь, учишь, а кто поймёт, кто оценит? Ведь любому человеку так важно чувствовать свою значимость в том деле, которое он вершит. Мой самый первый класс - шумный, ершистый, "парнячий", трудновоспитуемый - казалось, и не способен вобрать то "мудрое, доброе, вечное", которое я так старательно и отчаянно сеяла.

Шли годы. И теперь, как фотографическая вспышка, озаряют память воспоминания. ...Оканчивается выпускной девятый класс. Ребята уходят на каникулы, а я - в декретный отпуск, с твердым решением в школу не возвращаться. Хватит, попили моей кровушки. Я сделала всё, что могла. Всё. Больше не могу.

Накануне нового учебного года я родила дочь. 1 сентября. Холодно и солнечно. Лежу в палате, смотрю в потолок, вопреки всем ожиданиям почему-то счастья не ощущаю. Вдруг слышу - в коридоре движение. Странное. Оживлённое. Выглядываю - на столах, подоконниках, тумбочках, на всём буквально - цветы. Много. Разных, красивых, просто великолепных, что для нашего приполярного края в сентябре редкость. А их медсестра всё вносит и вносит, уже и класть некуда... Все в остолбенении: откуда? Кому? Зачем? Вдруг слышу дружное скандирование: "Е-ле-на Ев-гень-евна!" Выглядываю в окно - мой 10-а класс! Выстроились в линейку - вот и у меня 1 сентября, как положено, с цветами и поздравлениями учеников... Впервые заплакала не от своей учительской досады, а от своего учительского счастья. И другие женщины, как мне показалось, смотрели на меня с завистью. А может, только показалось...

Впервые тогда поняла, что недостаточно мне только своих детей. Почему-то и те, чужие, выросшие, вдруг стали своими. Звенели звонки... Одни ученики уходили, приходили другие. Сначала - чужие, настороженные, но одинаково строптивые. Но теперь я знала уже, что они - свои. Что никуда не деться. И каждый раз в минуты раздражения, может быть, каких-то детских обид, взаимонепонимания, я говорю себе: "Вы все - мои. Вы просто ещё не знаете, что я тоже - ваша". Они неизбежно узнавали, чувствовали это потом. Спустя годы. И это ощущение собственной причастности к их успехам и делает учителя счастливым человеком.

И ещё - причастность детей к успехам учителя. Когда замысловатым и неожиданным зигзагом судьбы я была направлена на стезю конкурса "Учитель года", то и тогда мои ученики поддерживали меня, не давали испугаться и отказаться. И успех на российском конкурсе был оценен ими спокойно: "А мы и так знали..." Они знали!.. И опасения обмануть их опасения казались мне самыми страшными. Поэтому конкурс всё же больше испытание на прочность, нежели игра. И все "учителя года" не парадно-сценическиме фигуры, а трудяги, и в этом труде есть огромная доля риска обмануть ожидания своих учеников. Идти на риск - не значит преодолевать сомнения, а значит прятать их внутрь себя и учить учеников быть смелыми...

Учителем быть трудно. Я смело говорю это, потому что точно знаю. Все парадные слова умиления о горячей любви к детям, о ежедневном радостном вдохновении от общения с ними - неправда. Любовь приходит всё-таки через страдания, усталость, напряжённый труд. Ведь и в семье больше всего любят ребёнка, которому трудно, которого жалеют. Способность жалеть и любить - это способность неравнодушного, а значит, и счастливого человека

Я считаю себя удачливым человеком. И не потому, что получила официальное и общественное признание, став лауреатом конкурса "Учитель года России" и заслуженным учителем Карелии. По моему убеждению, звания и награды не являются абсолютными критериями ценности человека вообще и учителя в частности. Я считаю себя удачливым человеком потому, что моя работа не противоречит творчеству - ибо она сама и есть творчество. Я сочиняю не только методические материалы к уроку, не только сценарии, рассказы, сказки, стихи, я вместе со своими учениками сочиняю жизнь. И это уже не творчество, а сотворчество. И пусть эта жизнь получится яркой, честной, крепкой, здоровой и чистой. И все поймут, что такую жизнь могли сотворить люди очень удачливые и счастливые.



Елена ПИЕТИЛЯЙНЕН,,
победитель конкурса "Учитель года Карелии-1996", лауреат Российского конкурса


Редакция | Наш форум