logo 5/2002

Личность


Роман ВОРОБЬЕВ: "УЧУСЬ У СВОИХ УЧЕНИКОВ"

На сцене репетируют шести- семилетние артисты - послезавтра у Школы оркестровой игры Дворца творчества детей и юношества и педпрактики Петрозаводской государственной консерватории концерт в честь 65-летия Дворца.

- Вы куда, джигиты, в Африку побежали? Я скажу: выступает ансамбль блок-флейтистов, и вы выйдете. Не обгоняйте друг друга. Только когда я объявлю: "Пушистая песенка", поднимайте инструменты. Теперь кланяйтесь, - говорит Роман Фёдорович Воробьёв и обращается к мамам, сидящим в зале: "Родители, хлопайте, кричите от счастья!". Выдерживает паузу и с добродушной улыбкой произносит:

- Честно говоря, дети, вы играли плохо. Давайте ещё раз.

Родители маленьких артистов говорят, что их дети очень любят Романа Фёдоровича. Он один из немногих преподавателей консерватории, у кого хватает терпения заниматься с малышами.

- Я больше учусь у своих учеников, чем они у меня, - говорит педагог высшей категории, доцент Петрозаводской государственной консерватории Роман Фёдорович Воробьёв. - Ребята изменили моё представление о том, на что способен детский духовой оркестр. Если бы кто-то сказал раньше, что мой оркестр будет играть органный концерт Вивальди, "Торжественный марш" Чайковского, Каприс и Тарантеллу из из балета "Анюта" Гаврилина, я бы не поверил. Убеждён: развитие детей сдерживают педагоги - это они, и я в том числе, с опаской берутся за новое. У детей страха нет - они не знают, какие сложности ждут их впереди.

Романа Фёдоровича пригласили работать во Дворец более двадцати лет назад, когда прежний руководитель и дирижёр оркестра Федор Степанович Гадаев вышел на пенсию. Это был сложный период: приходили-уходили педагоги, репертуар был потерян, во Дворце витал лишь дух оркестра.

Новый руководитель начал с самого простого - разучил с ребятами песню "Смело, товарищи, в ногу", без которой не обходился ни один праздник. А через несколько лет Роман Фёдорович уже перекладывал для детского оркестра "Марш Сибелиуса" из симфонической поэмы "Карелия" (!). В 1997 году это произведение исполнил детский сводный оркестр на региональном фестивале "Серебряные звуки", идейным вдохновителем и главным организатором которого и является Роман Фёдорович.

Оркестранты Воробьёва из года в год становятся лауреатами конкурса "Серебряные звуки", который высоко котируется среди таких авторитетов как профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, народный артист России И.П. Мозговенко. Казалось бы, почему такой успех: оркестр Дворца - не музыкальная школа, дети приходят сюда с желанием просто научиться играть на музыкальном инструменте, редко кого из них приводят родители.

- Во Дворце в отличие от музыкальной и общеобразовательной школ нет строгой обязательной программы, которую необходимо выполнить несмотря ни на что, - рассказывает Роман Федорович. - В зависимости от способностей кто-то из наших оркестрантов осваивает неполный курс, кто-то - всю программу музыкальной школы. Если у ребенка что-то не получается, его никто не торопит. Одна моя ученица, например, два года не могла выучить ноты, играла по слуху, с объяснения. А в этом году девочка стала лауреатом конкурса "Серебряные звуки".

- Все строится на принципе успеха, - раскрывает свой педагогический секрет Роман Федорович. - Необходимо, чтобы у ребенка было постоянное ощущение роста.

В Школе оркестровой игры все дети выходят на сцену, даже если умеют играть всего три ноты. Новички два раза в год выступают на концертах для родителей.

В кабинете Школы оркестровой игры висит на стене рисунок юной Ани Журбенко: из валторны выскакивают ноты, под звуки музыки весело маршируют деревянные солдатики. В школе проходил свой конкурс Петра Чайковского - ребята исполняли и рисовали "Детский альбом" композитора, переложенный для разных инструментов. По словам Воробьева, для него очень важно поддерживать нестандартность учеников: под воздействием музыки у детей развивается абстрактное мышление, они познают себя, окружающий мир.

К сожалению, Роман Федорович часто не может полностью раскрыть возможности своих учеников: рост талантливых ребят стопорит отсутствие инструментов. За последние двадцать лет во Дворец не поступило ни одного музыкального инструмента и нотной тетради. Ударная установка, скрепленная шнурками; 40-летние старушки-валторны, чей срок эксплуатации 15 лет; гобой, разваливающийся прямо на сцене - вот богатство детского духового оркестра, из которого вышли профессиональные музыканты, студенты музучилища и консерватории. Недавно школа оркестровой игры удачно приобрела на родительские взносы отреставрированный ксилофон. Увы, осилить кларнет за тысячу долларов родителям не под силу - кларнетист Савелий Тервинский, гобоист Евгений Калинин и другие одаренные ребята лишь мечтают о хороших инструментах.

- Я считаю, что для обездоленных, нищих детей нужно открывать бесплатные столовые, как-то их поддерживать. Но для детей, которые могут и хотят работать, надо делать в тысячу раз больше. Нужно создавать ребятам условия для занятий, а не воспитывать армию потребителей, - говорит Роман Федорович. - Раз мы не можем дать родителям заработать на музыкальные инструменты, необходимо создать республиканский фонд музыкальных инструментов для талантливых ребят. Я обращался во все инстанции, в ответ слышал одно - это дорого.

Роман Федорович писал письма с просьбой о помощи и за границу. Безуспешно Говорит, нас там не понимают, не верят, что в городе может возникнуть проблема с инструментами.

- Я знаю менталитет руководителей и не обольщаюсь, - говорит Роман Федорович. - Если мы, музыканты, сами, своими руками что-то не сделаем, ничего и не появится.

Кто знает, может быть, к следующему юбилею Дворца в Школе оркестровой игры появятся новые инструменты, и ребятам не придется мучить гобой, у которого вываливаются клапаны...



Анна АНИСИМОВА


Редакция | Наш форум