logo 5/2001

Тема для размышления


"ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ МОИ..."

Так обращался к пастве святитель Иоанн Златоуст, подавая людям пример отношения друг к другу. Труды его полезно знать и людям светским

"В настоящую пору во всех слоях Русского царства с жаром хлопочут о народном образовании. В России явилось повсюду множество разного рода школ. Стремление прекрасное! Но по нему одному ещё нельзя ручаться за успех самого дела... Может быть, то, что теперь сеется в народе, по самому своему свойству не может прирасти к тому, что давно уже посеяно в нем и обратилось в плоть и кровь его. Не диким же оставался русский народ в продолжение тысячи лет... Не мешало бы ревнителям отечественного образовани, прежде всего, обратить внимание на то, что и как сеялось в народе нашем с самой первой поры бытия его", - писал в 1866 году А.С. Князев в своей работе "Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян". Слова эти можно с легкостью приписать какому-нибудь современному "ревнителю отечественного образования".

Вновь и вновь мы сталкиваемся с публикациями, в которых воодушевленно описывается опыт новомодных лицеев, гимназий, колледжей, частных школ. Или же, наоборот, мы имеем дело с жёсткой критикой "смены вывесок". Но это частности. Глобальный процесс, затронувший все слои российского общества, - это вестернизация. Ожидаемых результатов она не принесла, и Россия, как, собственно, и весь мир, переживает сегодня глубокий кризис в образовании.

С другой стороны, в нашей стране, в которой долго царила директивная педагогика, реализуется потребность в гуманизации образования. Профессор кафедры педагогики РГПУ имени Герцена В.В.Горшкова, выступая в январе 2001 года перед аспирантами КГПУ, говорила, что сейчас большинство педагогов не готово к реальной гуманизации образования. Они и не знают, и не имеют гуманистического представления о ребёнке, сущности воспитания и самих себя.

Общепринятое понятие гуманизации выводится из первой статьи Всеобщей декларации прав человека: "Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". Люди, знакомые с историей педагогики, прочитав эти положения, сразу вспомнят, что сформулированы они были гораздо раньше Всеобщей декларации прав человека. И не на Западе, а на Востоке.

К сожалению, у современного россиянина представление о Востоке тесно связано с Индией, Китаем, Японией, Монголией. Стандартный набор ассоциаций: мантры, икебаны, пагоды, дзэн-буддизм, кришнаиты, йога. Но был ведь ещё и христианский Восток - Византия с её многовековой культурной традицией. И именно в момент её зарождения были произнесены слова: "Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творят только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создаёт живой образ, смотря на который, радуется Бог и люди". Это изречение принадлежит вселенскому учителю Церкви, святителю Иоанну Златоусту. Педагогические взгляды святителя Иоанна Златоуста выражены в многочисленных "Словах" и в нескольких сотнях дошедших до нас проповедей, возникших примерно в тех же исторических условиях, в которых оказались мы: рухнула могущественная Римская империя, возникает Византия, вынужденная вырываться из пут язычников, еретиков, магических сект.

Иоанн Златоуст призывал людей отдавать своих детей в монастырские школы (аскетерии, гимназии), выходцем из которых являлся сам: "Пусть они побольше побудут там, даже от 10 до 20 лет, пока не достигнут духовной и нравственной зрелости и твердости характера, потому что, чем более они получат, тем более приобретут силы в вере, науке и добродетели".

Наивысшей добродетелью считалось целомудрие. С младых ногтей человеку внушалось, что надо жить не суетой дня сегодняшнего, но на вселенском уровне - в любую минуту быть готовым предстать перед Богом в "состоянии невинности", со "здравым смыслом", в чистоте от "плотской скверны". (Это актуально особенно сейчас, когда в школах насаждают программу сексуального воспитания, далёкую и от целомудрия, и от традиций отечественного воспитания.)

Одним из оснований целомудрия святитель Иоанн Златоуст считал брак. Христианская семья в апостольских писаниях рассматривается как домашняя церковь. Каждый юноша знал, что его предназначение стать мужем и "делами и словами насаждать в доме благочестие". Девушка, будущая жена, готовилась не только "наблюдать за домом", но и проявлять "более настоятельную заботу о том, чтобы вся семья трудилась для Царствия Небесного". Оба родителя выполняли свой главный долг - воспитания детей в целомудрии и наставления их на путь спасения.

Читая работы святителя Иоанна Златоуста, мы сталкиваемся с утверждением необходимости таких добродетелей как искренность, доброта, сострадание, незлопамятность, воздержание, смирение... Главной задачей христианина считалось умение достичь победы над низменным и безнравственным. И, конечно же, христианскую душу должна наполнять любовь к Богу, ближнему и самому себе. К пастве своей Иоанн Златоуст обращался "Возлюбленные мои...", подавая тем самым людям пример отношения друг к другу.

Во взглядах на ребёнка святитель придерживался такого заключения, что человек - не просто творение Божие, но венец творения, образ и подобие творца, великого Художника. Каждый ребенок достоин любви и уважения, поскольку носит в себе образ Божий - бессмертие души по благости Божией, свободную волю, разум, любовь, а также имеет Божественное подобие, в котором имеет силы укрепляться каждый отрезок жизненного пути, - в нравственном совершенствовании, добродетели и святости.

Ложным является утверждение, что Церковь выступала и выступает противницей образования. В "Беседах на Книгу Бытия" святитель Иоанн Златоуст ясно даёт понять, что одним из путей естественного Богопознания является познание материального мира. Человек изучает жизнь на Земле, её закономерности и, глядя "на сотворимое, будет удивляться Художнику"... Другое дело, что христианин никогда не станет пристально изучать то, что мешает его спасению - оздоровительную систему Порфирия Иванова в курсе валеологии, оккультизм в рамках религиеведения и т.п.

Необходимо проявлять внимание к антропологическим наукам, способствующим самопознанию и познанию других людей. В самопознании, помимо наук, особую роль играет совесть - "голос Божий в человеке". Прислушиваясь к голосу совести, христианин улавливает Божественный промысел о своей жизни и старается следовать ему.

Таким образом, даже при этих немногочисленных и отрывочных сведениях о трудах святителя Иоанна Златоуста мы видим, что они полезны не только для христианской общины, но и для светских людей. Ведь любовь к ближнему, стремление создать семью, тяга к познанию мира - достояние не только христианской, но и всей мировой общественности.

"Добрую породу дерева мы узнаём не по листьям, а по плодам", - писал Иоанн Златоуст в "Беседах о покаянии". Семена святоотеческой педагогической мысли восходят и в Петрозаводске. Взрослые и совсем юные имеют возможность посещать духовно-просветительский православный центр "Живоносный источник", где от отца Олега Евсеева и других преподавателей учатся тому, "что должно" делать, чтобы не потерять себя в пучине мирской суеты. Следуя лучшим традициям русского религиозного обучения и воспитания, преподаватели центра формируют нравственное отношение слушателей к истории, литературе, быту и, главное, радеют за спасение души каждого из учеников.

Конечно, в современном мире, где с православием идёт непримиримая борьба, не всякий будет разделять взгляды святых отцов на образование. Всё равно останутся те, кто всеми силами станет стараться, как говорил П.А.Столыпин, "к нашим русским корням, к нашему русскому стволу прикреплять какой-то чужой, чужестранный цветок". Но мы будем надеяться, что, в конце концов, традиционная русская педагогика вернётся к нам во всей своей полноте. Не только надеяться, но и молиться.



Валентина КАЛАЧЁВА,,
аспирантка КГПУ


Редакция | Наш форум