logo 5/2003

Послесловие


Татьяна ЛИБЕРОВА: "ОПАСНА ЛИШЬ КОНКУРСОМАНИЯ"

Третий республиканский конкурс юных исполнителей на струнных инструментах проходил в Петрозаводске с 17 по 21 апреля. Он был организован Министерством культуры РК и Методическим кабинетом по учебным заведениям и посвящён 300-летию столицы Карелии. В состязании приняли участие более 50 скрипачей, альтистов и виолончелистов из Петрозаводска, Кондопоги и Костомукши. В качестве почётных гостей выступили молодые музыканты из Санкт-Петербурга и Мурманска. Игру конкурсантов оценивало жюри, которое возглавляла известный в России и за рубежом педагог преподаватель Детской музыкальной школы № 11 Санкт-Петербурга, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Либерова. По завершении конкурса она ответила на наши вопросы.

- Татьяна Кирилловна, вы не понаслышке знакомы с различными музыкальными состязаниями. Чем для вас запомнился конкурс, состоявшийся в Петрозаводске?

- Я думаю, что отличие этого конкурса от многих других заключается в безусловно высоком уровне педагогической работы. В творчестве талантливых преподавателей Карелии продолжают развиваться лучшие традиции русской скрипичной, альтовой, виолончельной школы. И конечно, необходимо, насколько возможно, помогать тем людям, которые, отдавая все свои силы, учат, воспитывают одарённых детей, достойных представлять Россию и на международных музыкальных соревнованиях. Роль педагога в нашем деле огромна, а наличие "школы" - это условие, обеспечивающее в дальнейшем взрослую "здоровую" жизнь музыканта.

- Насколько совместимы для вас понятия "конкурс" и "музыка"?

- Мне кажется, из того, что несёт в себе понятие "конкурс", нетрудно извлечь здоровое зерно. Безусловно, многих стимулирует необходимость выучить большую программу, организовать, систематизировать свою работу. Подчас в таких ситуациях дети играют лучше, чем можно было бы предположить.

Вместе с тем ребёнок не в состоянии осознать долю собственного и долю педагогического участия в успехе. Иногда юным музыкантом овладевает самообольщение, самолюбование, а после выясняется, что многому ещё только предстоит научиться. Существует и другая сторона проблемы: без проигравших не обходится ни одно состязание. Поэтому самая главная задача педагога - верно ориентировать психику ребёнка. Думаю, что подготовку и участие в конкурсах можно сделать полезными почти для всех, хотя, без сомнения, есть дети, которым это противопоказано.

- До какого возраста вы не рекомендовали бы музыкантам участвовать в конкурсах?

- Всё это зависит от отваги ребёнка, от уровня его здорового честолюбия. Есть ученики, для которых участие в конкурсах, по-моему, не несёт в себе никаких отрицательных последствий. Других лучше от этого оберегать. Думаю, что нижней возрастной границы, установленной для всех без исключения, быть не должно. Я боюсь лишь конкурсомании. Но это не болезнь умных педагогов, чаще всего это болезнь родителей, роль которых в процессе обучения, как правило, очень велика.

Информация о конкурсе - на сайте Методкабинета www.kabinet.onego.ru



Виктор ШПИНИЦКИЙ


Редакция | Наш форум