logo 5/2002

Письма министру


"ПОРА ВЗЯТЬСЯ ЗА УЧИТЕЛЯ"

В начале этого учебного года министр Галина Разбивная обратилась с личным письмом к тем, кто только делает первые педагогические открытия - к недавним выпускникам вузов и педколледжей, для которых 1 сентября впервые прозвенел школьный звонок.

"Вы один из 122 молодых педагогов, после завершения учебы в высшем учебном заведении приступивших к работе в школе в Карелии. Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия искренне благодарит Вас за Ваш выбор. Общий ход реформ в образовании в значительной степени будет определяться тем, кто их будет осуществлять. Как Вам работается в школе? Как Вы оцениваете свою подготовку? Каких знаний и умений не достает? Рада совместному сотрудничеству".

У Галины Анатольевны есть особая папка, в ней - письма-отклики молодых учителей. В этих письмах идеи по поводу того, как сделать обычную школу (городскую, сельскую) домом радости для ребенка, родителей, педагога.

Сегодня мы публикуем лишь некоторые из писем.

"Здравствуйте, уважаемая Галина Анатольевна.

Я выпускница дошкольного факультета КГПУ по специальности педагог-психолог. Работаю педагогом на речевой группе в ДОУ № 6 в Сегеже. На мой взгляд, для работы воспитателем на дошкольном факультете подготавливают достаточно хорошо. С начала моей деятельности я не столкнулась с какими-либо трудностями или с тем, что оказалось бы незнакомым, несмотря на речевую специфику детей.

Еще хочется написать вот о чем. В нашем учреждении 4 речевые группы, в этом году набрана группа детей с задержкой психологического развития, но ставки психолога (и тем более дефектолога) штатным расписанием не предусмотрено. В ДОУ есть 5 логопедов, они занимаются речевыми проблемами детей. Но проблемы у детей не только речевые. Здесь огромное поле деятельности для психолога. Отсутствие психолога объясняется тем, что нет ставки, и ее наличие в штате зависит от городской администрации, которая в свою очередь далека от проблем дошкольного образования. При этом детей с отклонениями от нормы развития становится с каждым годом все больше. Известно, что практический во всех садах Петрозаводска, тем более в тех, где есть группы с речевым уклоном и ЗПР, давно имеются психологи и деффектологи. И получается, что в Петрозаводске трудно устроится на работу психологом в ДОУ, потому что нет вакансий, а в Сегеже (и, думаю, не только здесь) нет ставок.

Мне, как выпускнице КГПУ по специальности дошкольный педагог-психолог, хотелось бы в полном объеме применять полученные знания, тем более, что в этом есть необходимость, дети нуждаются в психологической помощи. Ирина Житникова"

"Пишет Вам молодая учительница Пряжинской средней школы Хотеева Светлана Леонидовна. Я преподаю английский язык. Конечно, нелегко работать в условиях сельской школы, также непросто было самой осознать свою новую роль: Но большим плюсом было то, что производственную практику я проходила здесь же, в своей школе. Поэтому со многими учениками мы встретились в третий раз.

Я училась на факультете иностранных языков успешно, без троек окончила наш КГПУ. Хочется сказать за это "спасибо" сотрудникам и преподавателям нашего университета. Благодаря им я теперь могу делиться своими знаниями с учениками и свободно изъяснять свои мысли на английском и немецком языках. Глава местного самоуправления Пряжинского р-на А.А. Щербаков лично убедился в успешности обучения в КГПУ, когда я была приглашена переводчиком во время визита американки в Пряжинский район. Лекторско-преподавательский состав кафедры английского языка и кафедры немецкого языка очень сильный. Там действительно работают настоящие профессионалы. Я никогда не забуду своих преподавателей.

Теперь я работаю в школе. Работой своей я удовлетворена, потому что с детьми мне интересно работать и вокруг меня всегда есть чуткие и добрые коллеги. Светлана Хотеева".

"Окончив КГПУ, я поехал работать в Гирвасскую среднюю школу. Мои первые впечатления о коллективе учителей, об администрации и самой школе оправдали все мои надежды и представления. Это замечательный и сплоченный коллектив учителей-профессионалов. Энтузиазм учителей, который с годами не затухает, и наоборот возрастает на фоне нашей жизни, вызывает восхищения.

Приступив к работе в школе, я ощутил трудности как человек, который хотел бы иметь свое жилье, горячую воду и все то, на что имеет право любой человек. Ведь вы, наверное, согласитесь, что любой нормальный человек хочет прийти в дом, как к себе домой, а не как в гости, а тем более в общежитие. Я считаю, что жилищная проблема является одной из главных, но не единственной. Вы представьте себе (а я думаю, вы представляете), на какую зарплату приходится жить учителям - это тихий ужас. Нужно купить себе учебники, дидактические материалы и т.д. - и все это стоит не 20 копеек Вы представьте мужчину, который стал бы себя уважать, получая в 2-3 раза меньше жены. Трудно!!!

... Думаю, пора взяться за учителя. Хватит того унижения, которое он терпит! Даже одно неосторожное упоминание, что ты работаешь в школе, вызывает ехидную улыбку у окружающих...

Я столкнулся с единственным, на мой взгляд, недостатком нашего образования (т.е. высшего образования) - отсутствием практики, т.е. практических советов в подаче того или иного материала. Очень много теории в голове, которую на практике трудно применить, а иную и вообще невозможно. Учитель русского языка и литературы, истории Дружипипитский Р.В."

"Уважаемая Галина Анатольевна! Искренне благодарна Вам за Ваше обращение и участие. В ответ хочется сказать, что я очень рада тому, что получила образование именно в КГПУ и сейчас с удовольствием работаю в МОУ Лицей №13.

Во время моего обучения в университете я получила глубокие теоретические знания по психологии и педогогике, но чувствуется недостаток практической подготовки. К счастью, мои коллеги-психологи рады мне помочь советом, что очень облегчает работу и способствует более высокому ее качеству.

Несмотря на то, что я в целом удовлетворена своей деятельностью в школе, к сожалению, есть некоторые трудности. Так, например, ощущается нехватка методического обеспечения, отдельного кабинета (он у нас один на двух психологов, что сильно затрудняет проведение обследования детей и консультаций), и, конечно, немного огорчает отсутствие специального общежития для иногородних специалистов и невысокая заработная плата, хотя нужно отдать должное в нашем лицее молодым специалистам выплачивают 50% ставки в качестве материальной поддержки. Педагог-психолог Петрик Юлия Александровна".

"Я окончила КГПУ. В настоящий момент работаю учителем финского и английского языков в средней школе №3 г. Петрозаводска. Хочу выразить благодарность учебному заведению, выпускникам которого я являюсь, всем преподавателям нашего университета за те знания, подготовку, которые очень пригодились мне при работе в школе.

Пока о своем выборе я не жалею. Мне нравится работать в школе, учить детей тому, что в свое время получила я от своих преподавателей - тем знаниям и умениям, которые пригодились мне после окончания школы. От работы в школе я получаю моральное удовлетворение, видя, что мои усилия находят отклик в душах моих учеников.

Конечно, материальная сторона тоже имеет важную роль, особенно сейчас, когда приходится расчитывать только на свои силы. Но я искренне надеюсь, что все-таки труд учителя будет оценен по достоинству. Хотела бы обратить Ваше внимание на то, что сейчас статус педагога в обществе является довольно низким. И иногда с этим сталкиваешься и это прослеживается в отношении детей и родителей к учителям.

Считаю, что реформы в образовании не будут столь успешными, если статус учителя, педагога в обществе не изменится.

Благодарна за возможность выразить свое мнение. С уважением Подкопаева И.В."



Ирина МАСЛОВА, Александр ФЕДОРОВ


Редакция | Наш форум