logo 5/2002

Психология на каждый день


ДАЙТЕ ДЕТЯМ КРЫЛЬЯ

Какие же типы воспитания могут существовать в семье? Чистых типов не бывает. Они выделены по преобладающему характеру отношений родителей и детей.

Весьма распространенным является АВТОРИТАРНЫЙ тип воспитания, в котором ярко проявляется диктат в отношении к ребенку. Родители требуют беспрекословного подчинения, не принимают индивидуальности ребенка, полагая, что только так добьются уважения и незыблемости своего авторитета. Такие родители часто используют наказания, жесткий контроль ("ты будешь делать только так, как я скажу"). Варианты разрешения разногласий родителем не принимаются и не обсуждаются. При таком подходе к правам и личности ребенка одного желания добра своему ребенку не хватит для его счастливого будущего. Почему?

Поставьте себя на место своего ребенка, когда ваше мнение не просто не учитывается - им не интересуются. За вас думают, решают и заставляют делать только то, что нужно другим. Но это еще не самое страшное. Теперь представьте, что вам придется следовать такому графику жизни неизвестно сколько часов, дней, недель, месяцев. Даже будучи самостоятельным, умным и сильным человеком долго вам себя сохранить не удастся. А каково ребенку? Как он научится думать, чувствовать, любить, брать на себя ответственность, становиться самореализующейся личностью? При таком отношении ребенок обычно замыкается в себе. Он считает, что никому не нужен, что он плох, у него заниженная самооценка, он безынициативен, склонен к ссорам, у него возникают трудности в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми. Для него окружающий мир выглядит угрожающим, нестабильным и опасным. Он почти не умеет самостоятельно решать возникающие проблемы. Ребенок, не ценящий себя как личность, часто не умеет уважать и любить не только себя, но и других. (Я уже описывала такой тип воспитания в предыдущей публикации.)

Очень близким к последствиям авторитарного воспитания можно назвать ДОМИНИРУЮЩИЙ тип воспитания при ГИПЕРОПЕКЕ. Правда, здесь родители из-за желания оградить ребенка от трудностей жизни, многое решают за него, ставят перед ним многочисленные запреты, ограничения. Без контроля ребенок не может ступить и шагу. У ребенка формируются зависимость от окружающих, отсутствие самозащиты, излишняя уступчивость, нерешительность, неуверенность, неумение анализировать ситуации и принимать решения, безответственность.

Противоположный последнему - ПОТВОРСТВУЮЩИЙ тип воспитания при той же гиперопеке. Ребенок для родителей - центр вселенной, кумир семьи. Малыш, что бы он ни делал, вызывает всеобщее восхищение. Почти любая его прихоть немедленно исполняется. Семья стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Что в результате? А в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть эгоцентризм. Естественно, окружающим все равно, по какой причине у него такой характер. Его не понимают и не принимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех и вся, но только не себя. Он агрессивен и беспомощен одновременно.

Ни к чему хорошему не приведет и воспитание по типу ЗОЛУШКИ, ПАИНЬКИ, БОЛЕЗНЕННОГО РЕБЕНКА, УЖАСНОГО РЕБЕНКА. Сами определения уже говорят за себя. Во всех этих типах воспитания есть одно их объяснение - ребенку не создаются условия, при которых он учится самостоятельно анализировать и принимать решения. Нет диалога, основанного на уважении и доверии между взрослыми и детьми.

Родители должны давать детям только корни и ... крылья.



Наталья ОДЛИС


Редакция | Наш форум