logo 6/2002

Союзу композиторов Карелии - 65 лет


У НАС ТОЖЕ БЫЛА "МОГУЧАЯ КУЧКА"

* Среди тех, кто заложил основы музыкального искусства Карелии, почти никто не имел профессионального образования

* Первая карельская опера была адресована детям

* В конце 40-х годов каждый композитор должен был покаяться в формализме

* Свобода поиска в период "оттепели"

Советская власть преследовала свои цели в создании творческих организаций, прежде всего стремилась сделать их рупором идеологической пропаганды. Но не все можно подчинить цензуре и музыка в этом плане - наиболее свободное из искусств.

Уровень культурного развития дореволюционной Олонии не позволял и мечтать о каких-то значительных достижениях в области искусства. Однако музыкальный потенциал края был поистине великим, о чем напоминают нам имена замечательных сказителей - Рябинина, Федосовой, Перттунена и других.

Были и попытки налаживания стабильного музыкального быта в Петрозаводске - в конце XIX века учреждено "Общество любителей музыки и драматического искусства". Но по-настоящему массовый характер художественные процессы приобрели только в 20-30-е годы минувшего столетия. Общему оживлению очень помогало соседство Ленинграда, откуда часто приезжали актеры, музыканты-исполнители и даже целые коллективы. Но нужны были свои творцы. И в 30-е годы стала складываться авторская группа, в шутку названная карельской "могучей кучкой", которая и заложила основы профессиональног музыкального искусства республики.

Почти никто из музыкантов не имел профессионального композиторского образования, но это были люди разносторонне одаренные, обладающие незаурядным общественным запалом и понимавшие, как нужна их работа. Они были очень разными. Приехавший из США Калле Раутио (1889-1963) тяготел к фольклору и работе в жанре песни. Оончивший Петербургскую консерваторию как скрипач коренной петрозаводчанин Рувим Пергамент (1906-1965) прекрасно чувствовал оркестр и возможности вокала и готов был к созданию крупных произведений. Из Ленинграда приехал побывавший на стажировке в Америке Леопольд Теплицкий (1890-1965) - один из первых джазменов страны, теперь его именем назван проходящий у нас регулярно джазовый фестиваль. Виктор Гудков (1899-1942) - поэт, драматург, композитор, фольклорист, знаток кантеле и в итоге - создатель теперь известного национального ансамбля "Кантеле". Значительную лепту в общее дело внесли Лаури Йоусинен, Яков Геншафт, молодые ленинградские композиторы, работавшие в Карелии, Наталья Леви и Леонид Вишкарев. В конце тридцатых годов в композиторскую группу вошел и совсем юный Гельмер Синисало (1920-1989).

Вскоре о музыке, рожденной в Карелии, узнала вся страна. Сначала благодаря всесоюзному радиофестивалю, который на всю страну транслировал, в частности, такие произведения как вокально-симфоническую поэму Пергамента "Айно", "Карельскую сюиту" Гудкова в исполнении ансамбля "Кантеле". А потом была поездка представителей карельской культуры и искусства в Москву и Ленинград (1937 г.). Союз композиторов Ленинграда решил учредить в Карелии свой филиал. Этот год и стал датой рождения композиторской организации Карелии.

Получив признание коллег по цеху, полное слушательское приятие, вдохновленные композиторы трудились, не покладая рук. Свое первое крупное сочинение - Концерт для флейты с оркестром написал Синисало. Н.Леви на сказочной сюжетной основе создала первую карельскую оперу. Она была адресована детям и называлась "Карельская сказка". Но дальше была война. Сочинять композиторы не перестали, но другими оказались условия для творчества.

Кто-то, как Синисало, начавший свою деятельность флейтистом в симфоническом оркестре, совмещал работу в Музыкальном театре, базировавшемся в Беломорске, с участием во фронтовых концертных бригадах. Кто-то уехал в эвакуацию. И хотя война разбросала музыкантов по разным концам страны, организация не распалась, - те, кто оставался на территории Карелии, поддерживали творческие контакты и продолжали создавать музыку для фронта и тыла.

Война забросила в Карелию Абрама Голланда (1911-1985). Тогда он работал в ансамбле армейской песни и пляски, но потом остался на этой земле, которая стала для него второй родиной, вдохновившей его на создание множества песен, крупных инструментальных и вокально-инструментальных произведений. В творческом содружестве с Синисало он позже создал очень известную в свое время оперетту "Возраст женщины" и балет "Вождь краснокожих".

После войны в Карелию вернулись все, кроме умершего в эвакуации В. Гудкова и погибших на войне и не успевших раскрыть свой талант Леонида Гликмана и Бориса Ефимова.

Для композиторов, которые создали много значительных произведений в годы войны (Вишкарев - большую оперу "Сампо", Синисало - одноактный балет "Похищение Кюлликки" и множество инструментальных опусов), долгожданная победа стала мощным стимулом для настоящего творческого расцвета. Но партийные идеологи, которые всегда разбирались в искусстве "лучше" самих творцов, начали кампанию по искоренению "ошибок и "формализма" в творчестве писателей и композиторов, развернувшуюся во второй половине 40-х годов. Приметы формализма должен был найти в своем творчестве каждый автор и публично покаяться в этом.

О каком формализме в музыке Раутио, Пергамента, Синисало можно было говорить, когда каждая нота дышала первородной связью с фольклором! Единственное, в чем, может быть, можно было упрекнуть композиторов, - в не всегда совершенном воплощении собственных мыслей. Формализма не было ни в операх Пергамента "Кумоха" и "Три брата", ни в симфонии Синисало "Богатыри леса". Но результат - творческая осторожность, а точнее - естественное нежелание становиться объектом некомпетентной критики и разноса.

Новый взлет переживает карельская музыка во второй половине 50-х голов, когда постепенно начинает раскачиваться маятник подготовки к Декаде карельского искусства и литературы в Москве. Она намечена была на 1959 год. В этой ситуации оказалось, что не так уж плоха "Кумоха" Пергамента, в ней надо только кое-что подправить, а Синисало вполне способен на создание полнометражного балета... Декада действительно стала замечательным событием в художественной жизни республики, такого праздника в последующие годы больше не было. Все было по высшему разряду, а опера Пергамента и балет Синисало "Сампо" оказались настоящим национальным достоянием Карелии в музыке.

60-е годы - период смены поколений в Союзе композиторов. Один за другим ушли из жизни Раутио, Пергамент, Теплицкий, трагически погиб подававший огромные надежды Ройне Раутио (сын Калле). В организацию вошла группа молодых композиторов, выпускников столичных консерваторий - П. Козинский, Э. Патлаенко, Г. Вавилов, чуть позже В. Кончаков, А. Репников. В советском искусстве эти годы прошли под знаком "оттепели", забрезжила свобода поиска, возможность высказываться не только ортодоксально "правильно", по указке свыше.

Молодые композиторы тоже отличались лица не общим выраженьем, каждый работал в своем направлении, осваивая традиции и порой экспериментируя. По-новому зазвучали привычные сюжеты из "Калевалы", иные подходы находили они к фольклору, традиционным напевам.

Продолжали трудиться и старшие мастера. Это уже происходило на наших глазах - Музыкальный театр ставил балеты Синисало, симфонический оркестр исполнял симфонии и произведения других жанров композиторов республики, музыка звучала постоянно, становясь известной и далеко за пределами Карелии. С открытием консерватории в Петрозаводске организация стала пополняться новыми кадрами. Один из первых выпускников композиторского отделения нашего вуза - Александр Белобородов ныне возглавляет Союз.

Притом, что наше творческое содружество, как правило, называют просто Союзом композиторов, изрядную часть его состава представляют музыковеды. На протяжении нескольких десятилетий членом нашей организации был выдающийся ученый-музыкант современности Юзеф Гейманович Кон, чья известность вышла далеко за пределы нашей страны. Когда-то для развития музыковедческой мысли в республике многое сделал Георгий Ильич Лапчинский, чья книга "Музыка Советской Карелии" по сей день остается важным фактологическим источником по истории музыкального строительства в Карелии. Фольклористам-музыкантам хорошо известно имя Т. В. Краснопольской, чья собирательская и исследовательская деятельность отразилась в различных изданиях по фольклорным проблемам края.

При всех неприятностях, которые обрушились на Союз с перестройкой, организация не только живет, но и пополняется новыми именами, и в этом - залог того, что у Союза есть будущее.



Наталия ГРОДНИЦКАЯ


Редакция | Наш форум