logo 6/2002

"Круглый стол"


Основания для оптимизма все-таки есть

"Оснований для оптимизма нет, или Заметки о развитии видеолюбительства в Карелии" - так назывался материал, опубликованный в апрельском номере "Лицея". Его автор - Анатолий Александрович Новиков, уважаемый в республике кинооператор и очень неравнодушный человек. Мы решили продолжить разговор о состоянии и будущем видеолюбительства и собрали за "круглым столом" заинтересованных людей.

А. А. Новиков, кинооператор: Если родители купили сыну скрипку, они без проблем найдут ребенку педагога. Если же они приобрели видеокамеру, то проконсультироваться со специалистами не смогут. Раньше консультированием занимался отдел кино Дома профсоюзов, совет профсоюзов вместе с Министерством культуры, Союзом кинематографистов проводил республиканские смотры любительских фильмов. Сейчас, увы, ситуация изменилась: профсоюзы ослабли, у них нет денег на развитие видеолюбительства.

В. П. Орфинский, профессор ПетрГУ, лауреат Государственной премии Карелии за серию кинофильмов: Сложилась парадоксальная ситуация: когда в Карелии начиналось кинолюбительство, камер было мало. При этом республика регулярно и хорошо выступала на российских и всесоюзных смотрах. Сейчас, когда камер стало на порядок больше, наблюдается явный регресс - любительские фильмы стыдно показывать. Люди варятся в собственном соку, любительство спускается с уровня народного творчества на уровень бытовизма: снимают без всякого монтажа, не имея представления о драматургии. Учитывая, что в Карелии есть традиции кинолюбительства, происходит бурный рост современной видеотехники, мне непонятна позиция Карельского центра народного творчества: он ведет себя, как сторонний наблюдатель.

Б. П. Бойцов, основатель студии "Руна", лауреат Государственной премии Карелии за серию кинофильмов: Раньше почти во всех районах республики при Домах культуры, на больших предприятиях были студии, их курировал Дом профсоюзов. В Доме профсоюзов был кинозал, проекционная аппаратура. Профсоюзы были всесильны: финансировали командировки, снабжали пленками, помогали с их обработкой. На запросы кинолюбителей очень хорошо откликалось Министерство культуры республики. Благодаря министру Л. Н. Колмовскому была создана серия новелл о памятниках деревянного зодчества. Что же происходит сейчас? Камер море, но практически все снимают как тот казак, едущий на осле, - что вижу, то снимаю, о том пою. Любители не удосуживаются вырезать бракованные кадры, то есть не монтируют. Многие и не могут это сделать: для монтажа необходимы хотя бы пара магнитофонов. При КЦНТ была организована техническая база, которая, как мы наивно думали, будет помогать видеолюбителям. Напрасно надеялись: центр неоднократно отказывал в помощи мне и другим любителям. Я, к примеру, обратился к видеорежиссеру Б. Н. Кононову с просьбой помочь с титрами к готовому фильму: с помощью компьютера, Hi-Fi stereo это можно выполнить более качественно, чем дома. Борис Николаевич отказал мне, сославшись на то, что они с компьютерщиком только осваивают технику. Но как я узнал, в это время они делали фильмы для себя - при Центре существует их профессиональная студия "25-й кадр". В Доме профсоюзов в отличие от КЦНТ для любителей были созданы все условия: придешь, тебе с удовольствием предложат место - садитесь, работайте. К сожалению, в декабре прошлого года кинопроекционную комнату сдали в аренду, а всю кинопроекционную технику Дома профсоюзов, которая была куда лучше, чем в КЦНТ, списали. При помощи плоскогубцев и ломов прекрасную технику демонтировали и выкинули. Там был звукомонтажный стол, проявочные машины, кинокопировальное устройство, кинопроекционные аппараты - режим работы одного из них составлял пять тысяч часов, а отработал он всего пятьсот часов.

А. А. Новиков: Два года назад был возобновлен республиканский фестиваль любительских фильмов. На первом фестивале было два фильма из Медвежьегорска. Их представил выпускник КГПУ - в университете есть своя студия. Эти фильмы были ужасны, на них стыдно было смотреть. А ведь выпускники КГПУ, придя в школы, могли бы вести там студии: делать с ребятами что-то общественно значимое, нужное для жизни. Я предлагал университету - давайте приду, помогу студентам разобраться с техникой. Мне сказали: "Нет, у нас все заняты". Почему бы не вызвать интерес к видеолюбительству у студентов Карельского училища культуры? Сколько раз говорил: давайте покажем ребятам фильмы, которые делала, к примеру, студия "Руна", у студентов тогда появится желание снимать.

В училище культуры есть возможность открыть специальность "руководитель самодеятельной видеостудии". Разве дело, когда республиканские фестивали любительских фильмов некому судить, в оргкомитете практически нет специалистов? Я выходил в правительство с предложением ввести новую специальность, мне сказали, для этого нужно 20 тысяч долларов, таких возможностей у них нет. Я считаю, что ресурсы, которые необходимы, преувеличены в двести раз. На материальной базе, которая есть в училище, - это две видеокамеры, три видеомагнитофона, телевизор - уже сейчас можно заниматься. Думаю, у руководителей училища просто нет желания открывать новую специальность.

Т. В. Коренева, ведущий специалист по кино Министерства культуры РК: Не могу согласиться с Анатолием Александровичем. По нашим данным, на специальность "руководитель самодеятельной видеостудии" нет спроса, поскольку нет видеостудий. Нужно начинать постепенно. Сначала открыть факультатив или специализацию, чтобы выпускники училища кроме основной специальности могли получить навыки видеосъемки. Бывший директор училища культуры В. А. Шестаков в отличие от нынешнего Т. А. Мироновой, не был заинтересован в этом. Чтобы открыть новую специализацию, необходимы преподавательские кадры и, по крайней мере, 100 тысяч рублей на создание видеобазы. Подготовка программы, лицензирование - длительный процесс. Думаю, в 2004 году специализация появится.

А. А. Новиков: Насчет того, что нет преподавателей, это вы зря. Кононов, Шидловский, я окончили ВГИК. С удовольствием пошел бы преподавать Веснин с телевидения. Безработный Волотовский с вгиковским образованием снимает свадьбы...

Т. В. Коренева: Мне бы очень хотелось, чтобы в каждом райцентре были студии при школах, Домах культуры. Увы, районы не хотят заниматься ни показом кинофильмов, ни видеолюбительством: нет оборудования, специалистов. Я выезжала в Кемь, Медвежьегорск, разговаривала с заведующими отделов культуры и слышала лишь одно: нам кино не нужно. Кинолюбительство умерло для республики десять лет назад. В конце 80-х перестал работать отдел кино Дома профсоюзов, в 91-м председатель правительства республики Блинников посчитал, что кино - это коммерция, а не культура. Государственный комитет по кинофикации был упразднен. В 2000 году в министерстве ввели единственную ставку специалиста по кино. С моей подачи КЦНТ начал заниматься возобновлением кинолюбительства, в 2000-м мы провели первый пробный фестиваль любительских фильмов, хотели выяснить, снимает ли хоть кто-то в республике. Оказалось, любители есть, и они вроде бы хотят объединиться. КЦНТ пытался поспособствовать созданию ассоциации, которая стала бы местом учебы, просмотра, обсуждения работ. Поначалу у этого проекта были перспективы: в Центре народного творчества был зал с видеопроектором, профессиональный видеомагнитофон. Но случился пожар и все, кроме компьютерного оборудования, сгорело - идея ассоциации повисла в воздухе. Организационной формы у объединения нет: для этого необходимо провести съезд, должны быть учредители и, главное, желающие заниматься общественной работой - КЦНТ не может руководить общественной организацией. Я знаю, что в Санкт-Петербурге существует сильная ассоциация - видео любители проводят смотры, платные курсы.

Если республиканская ассоциация начнет работу, почему бы ей не организовать на базе КЦНТ хозрасчетные курсы? Это стало бы первым шагом в развитии видеолюбительства, второй шаг - обучение специалистов среднего звена. Кино должно возродиться со студий для детей. Ребят нужно научить отличать произведения искусства от суррогата. Без профессионалов этого не сделаешь.

О. М. Анохина, главный специалист Карельского центра народного творчества: Центр готов к сотрудничеству, но, думаю, настоящая работа может получиться, если все не будет построено на одной критике, отвержении того, что делается. Художественные взгляды "отцов" и "детей" часто не совпадают, заслуженные любители не принимают творчество молодых. Если не быть мягче, демократичнее, любители никогда не найдут общего языка, как бы этому не содействовал Центр народного творчества. Здесь говорилось о том, что наш центр не занимается развитием видеолюбительства, занял позицию стороннего наблюдателя. Позвольте с этим не согласиться. Во время подготовки ко Второму карельскому фестивалю любительских видеофильмов, который в 2001 году стал международным, наш видеорежиссер оказывал методическую помощь десяти любителям: консультировал, как проводить съемку, делать монтаж. К сожалению, мы не можем оказывать полноценную помощь любителям, перед нами сейчас стоит проблема восстановления видеостудии. У центра много идей: мы работаем над долгосрочной программой "Развитие видеолюбительства", планируем провести курсы для любителей. Есть идеи сделать курсы самоокупаемыми или попросить финансирование у фондов - мы уже установили контакты с институтом "Pro Arte". Сейчас сотрудники нашего центра в Санкт-Петербурге на Международном фестивале любительских фильмов: завязывают контакты, знакомятся с формой проведения фестиваля. Мы договорились с Ассоциацией любителей кино Санкт-Петербурга о взаимных показах, питерцы уже приезжали к нам на фестиваль со своими работами.

Б. П. Бойцов: Главное отличие студий видеолюбителей от кружков вышивки, рисования или музыки в том, что они в доступном, образном виде могут поднять любую проблему района, затронуть вопросы воспитания. Еще Владимир Ильич говорил, что кино - это пропагандист, агитатор. К сожалению, сейчас кино никому не нужно. Насчет ассоциации хочу сказать, что с этим не все просто. Я, например, не имею представления, как писать устав организации, оформлять документы. В Санкт-Петербурге у объединения любителей есть свое помещение. Нам же даже работы показывать негде - не бежать же к любителям домой. Чтобы получить финансирование, многие общественники пишут заявки на гранты. Мы не можем воспользоваться этой возможностью: прежде, чем просить деньги, нужно предоставить грантодателю свои фильмы. Естественно, не на кинопленке, а на видеопленке. У меня есть предложение к министерству культуры - давайте создадим видеотеку. Когда в Доме профсоюзов демонтировали кинопроекционную технику, я по собственной инициативе вывез оттуда более ста фильмов карельских кинолюбителей, сейчас они пылятся в студии КГПУ. Если отобрать лучшие из этих фильмов и перевести их на видеопленку, можно создать хорошую базу для обучения любителей и студентов училища культуры.

Т. В. Коренева: С созданием базы свои сложности: нужно оборудование, финансы, ...

Б. П. Бойцов: Ради общего дела я готов бесплатно перевести кинофильмы на видео, нужна лишь пленка.

В. П. Орфинский: Необходимо через государственную систему организовать базу для развития видеолюбительства - переписать ряд фильмов, которые стали бы методическими пособиями. Эти ленты - история, из-за размагничивания пленки они могут быть безвозвратно утеряны. Руководство республики, министерство культуры, газеты, радио и телевидение - все должны дать первый импульс для возобновления видеолюбительства. Мне становится страшно: если думать о будущем, необходимо прививать молодежи вкус к отражению жизни, это настоящий спасательный круг. Хорошо было бы, если бы в прессе стали появляться профессиональные рецензии, начали работу курсы для любителей. Нужно широко разрекламировать в СМИ фестиваль любительских фильмов, заблаговременно провести местные конкурсы в районах - по-прежнему работают студии в Костомукше, Сегеже, при пудожском Детском доме. А лучшие работы карельских любителей отправить на день города в Йоэнсуу - ассоциация любителей Финляндии будет только рада, они не первый год приглашают наших любителей к себе на праздник. Главное - вызвать у молодежи интерес к видеолюбительству. Вспоминаю, как Борис Павлович снимал при помощи вазелина свой первый фильм - знания у будущего лауреата Государственной Премии Карелии были нулевые. Однажды из-за незнания азов ему пришлось даже рисковать жизнью. Он снимал в лоб наезжающий танк, едва не попал под гусеницу - не догадался, что можно перевернуть камеру.

Б. П. Бойцов: Начинающим любителям полезен критический разбор их работ. Если министерство культуры поможет с транспортом, я бы с удовольствием безо всякой оплаты съездил бы в Коткозеро, Эссойлу, Кондопогу, чтобы побеседовать с любителями, посмотреть их фильмы, показать свои. Думаю, после встреч с любителями, больше людей станут участвовать в республиканских фестивалях. Выезды на место - это очень ценно: любители из глубинки знают местные памятники, людей, они могут сделать гораздо больше, чем заезжие профессионалы.

О. М. Анохина: Рекламная кампания Третьего фестиваля любительских видеофильмов, который состоится в декабре, идет полным ходом. Во многих республиканских газетах уже появилась информация с призывом снимать фильмы, сейчас мы готовим материалы о фестивале для районных газет. На фестивале будет пять номинаций: "Петрозаводску - 300 лет", "Документальный фильм", "Видеоклип", "Игровой фильм", "Видеозарисовка".

Т. В. Коренева: Я считаю, что основания для оптимизма есть - видеолюбительство в Карелии будет развиваться. Понятно, что не все делается быстро. Но с каждым годом финансовых возможностей становится все больше: на второй фестиваль мы уже смогли пригласить столичного режиссера, члена союза кинематографистов России. Прошли парламентские слушания по вопросам сохранения и развития кинообслуживания республики, заложены средства на долгосрочную программу по развитию кинообслуживания.

Подготовила и провела Анна АНИСИМОВА

Предложения, прозвучавшие за "круглым столом":

* создать Ассоциацию видеолюбителей

* провести консультационные поездки в Коктозеро, Эссойлу, Кондопогу

* открыть курсы для любителей на базе Карельского центра народного творчества

* создать республиканскую видеотеку

* ввести в Карельском училище культуры специальность "руководитель самодеятельной видеостудии"

Мы собираемся продолжить разговор о видеолюбительстве и хотели бы узнать, что думают по поводу вышесказанного студийцы из районов. Пишите, звоните, приходите!



Соб. инф.


Редакция | Наш форум