logo 6/2002

Колонка руководителя


"ПОДДЕРЖАТЬ НАС МОЖЕТ ТОЛЬКО ПУБЛИКА"

Карельская государственная филармония - крупнейшая в республике концертная организация, а после победы в конкурсе "Окно в Россию" получившая признание как одна из лучших филармоний страны. Для людей, которые приходят в большое светлое здание на Кирова 12, концерт - это праздник, для работников филармонии тяжелые трудовые будни, полные проблем. Об этом и многом другом говорили мы с художественным руководителем филармонии Ольгой Беловой, подводя итог прошедшему сезону и думая о следующем.

- Прощаясь со слушателями до следующего сезона, - сказала Ольга Петровна, - я хочу затронуть тему, которая, может быть, покажется части публики не слишком уместной на страницах газеты "Лицей". Возможно, меня, как художественного руководителя филармонии, кто-то осудит, потому что я собираюсь говорить не о художественной, а о коммерческой стороне дела.

Филармония поставлена в условия, когда она вынуждена самостоятельно зарабатывать на свою концертную деятельность. Государственное финансирование идет в основном на зарплату артистам и работникам филармонии, а финансирование концертной деятельности, и так небольшое, имеет тенденцию к уменьшению - объемы финансирования сохраняются, а цены, как известно, растут. С каждым сезоном мы имеем все меньше возможностей приглашать приезжих артистов, достойно оплачивать труд наших музыкантов. Такая скромная по своим финансовым возможностям филармония, как наша, может справиться с этими трудностями только при одном условии, если публика "проголосует ногами" - придет и купит билеты.

Очень тревожит тенденция, которую мы заметили у большой части учащейся молодежи и преподавателей музыкальных учебных заведений, - стремление во что бы то ни стало бесплатно попасть на концерт. В филармонии предусмотрены определенные льготы для разных категорий слушателей. Часть билетов и абонементов продается со скидкой. Мы, конечно, имеем возможность давать приглашения на концерты особо значимым для нас людям. Но количество таких приглашений строго регламентировано. Залы, в которых проходят концерты филармонии, к сожалению, небольшие и, естественно, мы стремимся продать как можно больше билетов. Слушатели, правдами и неправдами проникающие в зал бесплатно, подрубают сук, на котором покоится все профессиональное искусство в Карелии. Ведь чем меньше продано билетов, тем меньше шансов, что в следующий раз тот или иной исполнитель согласится выступить в нашем городе.

Хочу обратиться к нашим слушателям за поддержкой и пониманием. Филармония сейчас находится на грани того, что ей придется пожертвовать, к примеру, своими камерными концертами - абсолютно убыточными в финансовом отношении. Если публика не будет покупать билеты на концерты фестиваля "Дни камерной музыки" и абонемента № 11 "Камерные вечера", нам придется проститься с этими программами. Такая же судьба может постигнуть и абонементы крупных коллективов филармонии. Вряд ли слушателей долго будут привлекать выступления наших оркестров без интересных солистов. Поддержать филармонию сейчас может только публика. Мы, в свою очередь, стремимся обеспечивать высокий, насколько это позволяют условия Петрозаводска, уровень программ. Девизом нашей филармонии являются слова "филармония - для публики". Концертная деятельность - это коллективный процесс, в котором участвуют организаторы, исполнители и публика, потому поддержать высокий уровень концертной жизни Петрозаводска мы можем только совместными усилиями. Существует расхожее мнение: я не хожу на концерты, потому что ничего не понимаю в серьезной музыке. Но это же не высшая математика! Музыка - это язык души. И чтобы его понимать, нужно быть просто открытым человеком.

- Как продолжают складываться отношения между филармонией и Дворцом искусств в Кондопоге?

- Вопрос, связанный с нашими контактами с Дворцом искусств Кондопоги, очень важен. Вот уже два года как открыт этот зал, один из лучших в Карелии. С весны 2002 года существенно изменилась политика руководства Дворца. Если прежде публика приглашалась бесплатно, то теперь было решено продавать билеты на эти концерты. Естественно, произошел некоторый отток слушателей, и теперь концерты Карельской государственной филармонии в этом зале стали более редкими. Но мы не можем жить старыми представлениями о том, что искусство ничего не стоит. Задумайтесь хотя бы над тем, сколько нужно учиться, чтобы получить профессию музыканта: семь или десять лет в музыкальной школе, четыре в училище, пять лет в консерватории, а кто-то еще в аспирантуре или ассистентуре-стажировке. Это почти половина сознательной молодой жизни! Поэтому посещение концертов с выступлением профессиональных музыкантов не должно быть бесплатным. Мы понимаем трудности организаторов концертов в Кондопоге и надеемся, что они будут преодолены. Мы предлагаем Дворцу искусств и кондопожской публике самые лучшие программы филармонии, но, к сожалению, не всегда находим понимание у администрации Дворца.

- Какие события сезона 2001/2002 вы бы отметили?

- Из важнейших событий сезона нужно отметить "Весенний карнавал" в честь Оркестра русских народных инструментов "Онего". Это было событие высокого художественного уровня и общественного звучания. Публика не только откликнулась на предложенную филармонией форму карнавального действа, но и активно поучаствовала в сборе средств на костюмы для оркестра. Сейчас в российской культуре очень многие организации ищут новые формы работы, которые позволят их коллективам достойно существовать. Помимо этого в сезоне 2001/2002 было много интересных открытий для нашего города - исполнение новых произведений и знакомство с новыми именами.

Отдельного упоминания заслуживает Благотворительный концерт в поддержку строительства Храма Великомученика Пантелеймона на Древлянке. Все, кто принимал участие в концерте, работали без оплаты, и все вырученные средства, а это около десяти тысяч рублей - сумма для филармонии очень значительная, были переданы приходу Храма. Через церковь наш народ обратился к духовности. Хочется надеяться, что он примет в себя и духовность, которую несет высокое искусство.

Точно так же, как в старые времена на Руси было принято решать проблемы всем миром, сегодня всем миром нужно решать и проблемы культуры. Наше общество воспитано таким образом, что культура, образование, здравоохранение всегда считалось делом исключительно государственным. Наконец, мы проснулись от этих "прекрасных" снов и поняли, что заботиться о своем здоровье, образовании, культурном воспитании каждый должен сам.



Соб. инф.


Редакция | Наш форум