logo 6/2002

Лидеры


ПОВЕРИЛА ГАРМОНИЕЙ АЛГЕБРУ

Восьмым победителем Республиканского конкурса "Учитель года Карелии" стала учитель математики петрозаводского лицея № 1 Марина Бамбуляк

В этом году на конкурс, который учредили в 1995 году Министерство образования, республиканский учительский профсоюз и наша газета, приехали 18 педагогов из 15 районов и городов республики. Все они - победители и лауреаты районных конкурсов. Впервые среди них было сразу три учителя физкультуры - из Сегежи, Петрозаводска и Пиндуш. И еще одна особенность этого года: четверо из 18-ти - педагоги-мужчины, такого значительного представительства сильного пола, кажется, еще не было. Проходил конкурс с 17 по 19 мая в Карельской госфилармонии и средней школе № 34, в адрес которой потом было сказано много добрых слов за четкую организацию и неподдельное радушие.

День первый. На открытии конкурса вспомнили славные имена замечательных карельских педагогов - Т. Ф. Сепсяковой, Д. Н. Музалева, А. А. Сербы, Г. А. Андерсон и И. С. Фрадкова. Затем было объявлено о присвоении звания "Народный учитель Карелии" учительнице начальных классов петрозаводской средней школы № 6 Тамаре Васильевне Бересневой.

"Визитную карточку" на сей раз представляли не каждый участник в отдельности, а четыре группы. Это гораздо зрелищнее и, как потом признавались учителя, помогло им сдружиться. В "визитной карточке" выделилась химико-физкультурная номинация, которая зажгла в чаше огонь - наподобие олимпийского. Правда, случился небольшой пожар, добавивший адреналина организаторам конкурса.

День второй. Все-таки самое главное и весомое по вкладу в общую сумму баллов - это, конечно, урок. Самый высокий балл получила Марина Юлиевна Бамбуляк, учитель математики петрозаводского лицея № 1. Тема ее урока в 9 классе звучала так: "Действия с арифметическими и квадратными корнями". Казалось бы, где уж тут место для фантазии! Но Марина Юлиевна нашла интересный ход: математику она соединила с музыкой, то есть, если перефразировать Пушкина - поверила гармонией алгебру. Девятиклассники решали задачи, каждая из которых сответствовала определенной ноте - так прямо на уроке писалась партитура, а в конце прозвучала мелодия.

- Я не сторонница прибамбасов на уроке, но у Марины Бамбуляк все было очень гармонично, прекрасное сочетание музыки и математики, - отозвалась член жюри, победитель прошлогоднего конкурса, учитель математики Надвоицкой средней школы Нина Залысина.

В гуманитарной номинации лучшим признали урок учителя русского языка и литературы Чупинской средней школы Лоухского района Людмилы Фридриховны Шкуринской по рассказу А. Платонова "Неизвестный цветок". Анализ словесной ткани произведения помог шестиклассникам понять его глубинный смысл.

Много доброго можно сказать об уроках конкурсантов, особенно подкупает увлеченность своим предметом, поиск нового материала. На этом пути, правда, подстерегают и опасности. Порой учителя грешили псевдонаучностью знаний, "грузили" детей лишней информацией в ущерб ее осмыслению. Есть над чем подумать руководителям образования.

Защита педагогической концепции лучше всего удалась учителю истории средней школы поселка Харлу Андрею Васильевичу Ионову. Главным в своей работе он считает развитие мышления, воспитание патриотизма и гуманизма. Его ученики поступают в лучшие вузы страны от Владивостока до Санкт-Петербурга. А. В. Ионову был присужден специальный приз нашей газеты "За лучшую педагогическую концепцию".

День третий. К уроку-импровизации из 18-ти конкурсантов осталось семеро. У них была всего ночь на подготовку урока, темой которого стали слова Вергилия "Новый век настает - другое рождается время". Дмитрий Соккоев, молодой учитель физкультуры из Сегежи, со своими "учениками", в роли которых выступили и вчерашние соперники, убедительно доказал, что новый век - это век скоростей. Учитель химии школы № 6 Сортавалы Светлана Грязнова показала, что без химии, как бы ее ни ругали, в будущем делать нечего.

В финал вышли пятеро. Им надо было показать еще один урок, в стиле модерн (!), на тему "Ученье - свет, а неученье - ...", взяв за основу известную сказку. Затем следовало представить эскизы модерн-костюмов для учителя. Особенно понравился зрителям вариант Л. Ф. Шкуринской. У элегантного костюма-двойки два накладных кармана - большой для ключей от детских сердец и маленький для денег от руо и министерства. Поскольку он всегда пустой, то носит скорее декоративную функцию. А завершает костюм от Шкуринской зонт, необходимый в случае ливня министерских проверок.

Церемония награждения была длительной: учредители, отраслевые профсоюзы, редакции различных газет отметили участников многочисленными призами.

На следующий день лауреаты дали пресс-конференцию. Конкурс, призналась Марина Бамбуляк, пробудил в ней желание вновь учиться, она решила составить программу самообразования, первый пункт в которой - история Карелии. Татьяна Маштакова, учитель физкультуры петрозаводской школы № 27, тоже решила заняться самообразованием, ее программа рассчитана на пять лет. Дмитрий Соккоев признался, что подобно сборной страны по футболу не рассчитывал на победу, а ехал с желанием достойно выступить и результатом доволен. Людмила Шкуринская рассказал о своем прежде резко отрицательном отношении к конкурсу. Но теперь она поняла: конкурс - это прежде всего игра, сташая праздником профессионального общения. Светлана Грязнова сожалела, что учителя из Сортавалы так долго не участвовали в конкурсе.

Все лауреаты вступили в Ассоциацию "Учитель года Карелии", созданную два с лишним года назад. Ее члены периодически встречаются для обмена опытом, выезжают в районы республики, где дают мастер-классы. Так что можно сказать, конкурс "Учитель года" продолжается в Карелии не три дня - он длится постоянно.



Наталья МЕШКОВА


Редакция | Наш форум