logo 6/2002


ЧЕЛОВЕК, ОПЕРЕДИВШИЙ ВРЕМЯ

Выдающемуся педагогу Карелии Исааку Самойловичу Фрадкову 3 июня исполнилось бы 75 лет. Создателя знаменитой 9-й петрозаводской школы, автора многих интересных начинаний в области педагогики, Фрадкова по праву называли человеком, опередившим свое время. В 60-е годы на базе 9-й школы была открыта школа старшего звена с дифференцированным обучением, большое внимание уделялось трудовому обучению. Выпускники "девятки" поступали в лучшие вузы страны. В 70-е -80-е годы Исаак Самойлович создавал первый в республике учебно-производственный комбинат, первый центр профориентации. В 90-е годы открыл республиканскую школу-клуб для одаренных детей из районов республики, учредил газету "Лицей", Ассоциацию "Педагоги-исследователи Карелии", написал проекты школы для трудных детей, региональной интернациональной школы. В 1999 году 9-й школе присвоено имя Фрадкова.

К 75-летию Исаака Самойловича выходит в свет книга "Школа Фрадкова" - первая попытка обощить опыт выдающегося педагога. Предлагаем читателям "Лицея" познакомиться с фрагментами этой книги, все они - о том времени, когда Исаак Самойлович работал в 9-й школе.

Виктор СТЕПАНОВ,

завуч 9-й школы в 1963-1968 годах

ПАТРИАРХ КАРЕЛЬСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

... Более целеустремлённого человека я не встречал: он жил только школой. По натуре своей Исаак Самойлович был человеком созидающим - он постоянно опробовал то, чего ещё нигде не было. Школа, по его мнению, должна была готовить учеников к реальной жизни - к труду и дальнейшей учебе. Педагогическим кумиром Фрадкова был Макаренко. (...)

Школа гремела, в неё стремились попасть. Когда устраивали родительский день, все учителя были в школе. Помню, всегда приходил председатель Совмина А.А. Кочетов, хотя его сын учился на одни пятёрки. Я всё лучше понимал, в чём причина успеха Фрадкова. Она в жажде всего нового, в его умении работать с людьми, подбирать кадры. Коллектив в 9-й школе был потрясающий: нигде не было такого сильного по составу. У нас работали более десяти вузовских преподавателей!

Школа старшего звена позволяла создать сильные методические объединения: в секциях математиков, литераторов было по 8-10 учителей, в секции историков - пятеро. Ходили друг к другу на уроки - не для контроля, а помощи, совета, проводили заседания секций, собеседования. Посещение уроков завучем и директором было обязательно. Всё это приводило к тому, что учитель профессионально всё время рос.

Учителям в 9-й школе приходилось нелегко - Фрадков требовал, чтобы учитель всё время совершенствовался. Каждый год следовало разрабатывать новую методическую тему, вести, кроме уроков, факультатив. Причём тема в обязательном порядке.ежегодно менялась. Я вёл факультативы по эстетике, мировой культуре, мировой литературе... Учителю было трудно: если он оказывался не на уровне, застывал в своём росте - Фрадков был беспощаден. Он никогда и ни с кем не был грубым, но мог быть резким и жестким, когда видел, что допущена халтура в педагогическом труде, или сталкиваясь с несправедливостью. Директор требовал большой работы вне уроков: если поставил учитель двойку - сам её и должен исправить, занимаясь дополнительно с учеником. Иногда учителя засиживались с неуспевающими до шести-семи часов вечера.

Для меня 9-я школа, в которой я проработал десять лет, стала эталоном школы, а Исаак Самойлович Фрадков - образцом директора, Учителя с большой буквы. Это настоящий патриарх карельской педагогики. (...)

Лия КАЛИНИНА,

учитель математики 9-й школы в 1963-1983 годах

ДЕНЬ НАЧИНАЛСЯ С УЛЫБКИ ДИРЕКТОРА

В 63-м году нас, молодых учителей, пришло в 9-ю школу сразу девять человек. Видимо, так подбирал коллектив Исаак Самойлович. В нашей секции математиков только Зоя Петровна Печорина была учителем со стажем. (...)

Может быть, в силу молодости, но нам все было интересно. Исаака Самойловича, он ведь тоже был математиком, переполняли идеи. Предложит нам что-нибудь, и мы вмиг загораемся, пробуем на практике. При нем в школе была свобода, творчество, хотелось работать. Не помню, чтобы сидела в учительской, все время находилась в своем кабинете математики. (...)

Все время пробовали разные методы обучения. Например, классы обычные, не математические, где собирались ученики из разных школ, делили на зачетных работах так: три ряда - три группы. Одна группа - дети, особенно нуждающиеся в помощи, вторая - те, кто большую часть может самостоятельно решить, и третья - самостоятельно работающие ученики. И практически каждый ученик получал индивидуальное задание. Конечно, гораздо больше времени, чем обычно, уходило на подготовку и проверку таких работ, но зато вырисовывалась предельно ясная картина уровня знаний каждого ученика. Если кто из ребят был уж очень слабоват, занимались с ним отдельно, чтобы вытянуть на твердую тройку. А тем, кто посильнее, давали более сложные задания. (...)

Те пять лет, что я работала с Исааком Самойловичем, в школе все кипело. Он мог увлечь и ребят, и учителей. Жизнь в школе била ключом, и это относилось не только к учебе - мы участвовали во всех соревнованиях, ходили в турпоходы, устраивали "огоньки". Даже неизбежные в те времена политинформации проходили очень интересно. А какие вечера готовили нам на 8 марта наши пятеро мужчин-преподавателей во главе с директором... Однажды они исполнили танец маленьких лебедей, одним из которых был далеко не худенький Исаак Самойлович!

Мы очень много в нашей секции работали, если кто заболеет, подменяли друг друга - лишь бы не пропускать уроки. Все наши выпускники поступали в вузы. Ребята рассказывали, что на экзаменах в Москве и Ленинграде их всегда спрашивали: "Вы где учились?". Много выслушали благодарностей от наших учеников. (...)

Ребята очень его любили. Как выпускной вечер - у всех слезы текут. Он всех помнил по именам и через много лет. (...)

У Фрадкова, несомненно, был дар Божий. Поражала его неуемная сила - он все время искал лучшего. Не знаю, когда он все читал, но мог на равных беседовать с любым специалистом.

... Нашей секцией математиков несколько раз в год мы встречаемся. И что удивительно: в памяти остались только те годы, что мы работали с Исааком Самойловичем. Все остальные стерлись, может, потому, что не было больше в школе такого яркого лидера.

Марина Хапцова,

выпускница 9-й школы 1963 года, председатель ГТРК "Карелия"

ПРОСТОЙ УРОК

... Шёл 1962 год. Для нас, учеников 11 "А" класса 9-й средней политехнической школы, обычный учебный год. Это потом мы узнаем, что именно тогда начиналась "оттепель", известная сейчас как "эпоха шестидесятников".

В том году формировалась школа нового типа - обучение стало одиннадцатилетним. Наряду со средним образованием мы получали профессию. К нам перешли ровесники из других школ города. В школе одновременно учились пять одиннадцатых классов, восемь десятых, а девятых мы даже не считали.

Мы мало что понимали в педагогических новациях, но нас охватило радостное предчувствие будущих знакомств и симпатий. В сентябре-октябре знакомились, присматривались друг к другу. Девочки шептались на переменах, юноши явно не торопились с выбором. В ноябре поняли, что среди будней должны быть и праздники, как-то само собой все подумали о приближающемся новогоднем вечере.

Актовый зал, в котором обычно проходили школьные вечера, выглядел казённо и с нашим настроением не сочетался. В 11 "А" на правах старожилов (многие из нас учились в 9-й школе с первого класса) решили, что внешний вид зала нужно изменить - оформить в соответствии с нашим вкусом, перекрасив стены в разные цвета. Понятное дело, идём к Исааку Самойловичу, выкладываем идею. Фрадков всё понял с полуслова:

- Краску купим хоть завтра, надо маляров искать.

- Да мы сами всё сделаем...Делов-то! - легкомысленно заявили мы.

Быстро выбрали цвета, которые в тот момент соответствовали нашему романтическому настроению, закупили вместе с завхозом краску, побелку, цемент, прочие материалы и принялись за дело. Каждый день после уроков неслись в зал, отбивали потрескавшуюся штукатурку, мыли потолки, месили цемент с песком, белили и красили.

Через неделю мы поняли, во что ввязались. Руки не отмывались, спины болели, головы - в известке. Грязи развели на всю округу! От школы по асфальту разбегались жёлтые и зелёные следы, родители, вздыхая, выбрасывали непотребную одежду "маляров" в помойку.

Мы уже ждали смещения с должностей, запрета на профессию, открытой критики нашей бестолковости. И это было бы справедливо. Кто-кто, а мы знали, что Фрадкову ничего не стоило обратиться в штаб военного округа, что находился через дорогу, позвонить в любой строительный трест или попросить помощи у ОТЗ - все они наши шефы. Авторитет у него был колоссальный, да и в конце концов тамошнее руководство - наши родители. Но Фрадков очень серьёзно и уважительно обсуждал наши проблемы, встречая каждое утро у порога школы: "Как дела? Хватает ли мела, краски? Может, олифы докупить?". Общался спокойно, на равных, не торопя события.

Хотя мы-то знали, что характер у Фрадкова не сахарный: крут бывал, но справедлив. Поняли, что нам, несмотря ни на что, доверяют, на нас надеются. Да и, наконец, Новый год скоро! Пришло второе дыхание. Откуда взялись силы, трудно сказать. Но мы справились, успели. Зал получился разноцветно-праздничным. По тем временам это было смелое дизайнерское решение.

Надо ли говорить, что новогодний вечер превзошёл все наши ожидания?!

Казалось бы, при чём здесь "оттепель", эпоха шестидесятников... Но только сейчас мы поняли, что нас учили не ныть и выпрашивать, а предлагать и делать. И в том, что многие выпускники 9-й средней состоялись, заслуга наших педагогов и, конечно, Исаака Самойловича Фрадкова.

Этот простой урок изменил наше отношение к жизни.

Эпоха шестидесятых набирала силу.

Яков РЫВКИН,

выпускник 9-й школы 1966 года, врач

НАШ "ДИРЕК"

Я пришёл в 9-ю школу в 1959 году, в 4-й класс. Всё было интересно, новые лица, учителя, кабинетная система. Разглядывал, спрашивал. На второй или третий день заметил в школе крепко сбитого мужчину во френче - военном кителе без погон, со стоячим воротником. Под мышкой у него были большие деревянные линейки, треугольник, транспортир. Мужчин в школе было немного. Спросил одноклассника:

- Кто это?

- "Дирек" - получил ответ.

"Дирек" - была кличка, сокращение от директора. Почти у всех учителей были клички, у некоторых обидные. Других кличек у него я не помню, вероятно, их и не было. Позже, когда стали постарше, называли Исааком.

* * *

О директоре мы знали, что бывает "крутым", за нарушения устраивает такие разборки, что врагу не пожелаешь. Родителей вызывал редко, беседовал с провинившимся сам, своим громовым голосом, который был слышен на полшколы. Да и каких родителей вызывать? Половина ребят были зарецкие, многие из неблагополучных послевоенных семей, и родителей было вызывать бесполезно.

Два или три раза до 9-го класса мне всё-таки пришлось столкнуться с Фрадковым и его разносами. Два раза за плохо убранный класс и один раз за то, что мы в классе кидались шариками из клейкого чёрного хлеба. Этот разговор останется в моей памяти на всю жизнь. До сих пор моя рука не может выбросить в ведро для отбросов кусок хлеба.

* * *

Однажды мы провели в классе анкетирование на тему: "Что вам не нравится в классе и в школе, в себе самом, и что можно сделать, чтобы это исправить.?!" По результатам анкеты решили выпустить стенную газету. Газета получилась огромная, на трех листах ватмана, которые были склеены на стыках. Было много текстов прямо из анкеты, много самокритики, критики учителей, администрации школы, в том числе персонально Фрадкова. Много едких карикатур, которые нарисовали Сережа Корпусенко и мой брат. Работали над газетой вдохновенно.

Рано утром я принёс её в школу и повесил на видном месте, недалеко от учительской. Фрадков приходил всегда рано и обходил школу. Так было и в этот день. Он, естественно, сразу заметил эту огромную газету и начал читать. Я наблюдал за ним издали. Он меня не видел. Читал он долго, потом начали подходить учащиеся, учителя. Я слышал, как одна учительница сказала, что надо газету снять, но Исаак не разрешил. Газета провисела три недели, и потом мы её сами сняли.

За это время во многих классах были проведены подобные анкетирования. Газета послужила толчком к диалогу между учителями и учениками. Возникли новые кружки, факультативные занятия. Мы сами смогли проводить занятия с одноклассниками и желающими из параллельных классов на различные интересные и актуальные темы. * * *

За последние годы не стало многих добрых друзей, окончивших нашу школу: Володи Бедера, Бори Усачёва, Васи Антюкова... Это больно. Хотя у меня в последние годы было немного возможности с ними общаться, но их наличие на Матушке-Земле - грело. Нет и Исаака Самойловича, чьё присутствие не только грело, но и обязывало...



Соб. инф.


Редакция | Наш форум