logo 6/2002

Психология на каждый день


"ПЯТАЧКИ" УМЕЮТ ДРУЖИТЬ, А "КРОЛИКИ" СКЛОННЫ К ХВАСТОВСТВУ

Через несколько месяцев наступит новый учебный год. Современная школа постепенно переходит на личностно-ориентированную форму обучения, но это произойдет еще не скоро. Трудно обучать и воспитывать личность, не зная ее особенностей и не умея эти знания применять на практике. А постижение индивидуальности возможно только через знание типологии. Она помогает составить представление о человеке в целом, что, собственно, и нужно педагогам и родителям.

Предлагаемая типология берет за основу героев хорошо известной книги о Винни-Пухе. Как говорится, "сказка - ложь, да в ней намек".

"Кролик"

Для детей этого типа не характерны тревожность, ранимость. Они отличаются завышенным уровнем притязаний, склонностью к фантазированию, хвастовству. Вместе с тем могут быть хорошими помощниками взрослым. В трудных ситуациях часто сохраняют бодрость духа.

"Кролики" отличаются чрезмерной самостоятельностью, им не хватает чувства дистанции в отношении к взрослым. Хотя особенностей своего характера они не скрывают, однако стараются показать себя более приспособленными к жизни, чем это есть на самом деле. Любят быть в центре группы. Постоянно в движении. Стремятся к участию в различных подвижных играх. Любая монотонная работа вызывает у них скуку и сонливость.

"Пятачок"

Такие дети стараются не начинать действия, пока не получат соответствующего распоряжения взрослых, при выполнении любого действия ждут похвалы. Стремятся внешне подражать лидерам класса (походка, внешний вид, словечки). "Пятачки" легко меняют свои позиции с учетом мнения других, избегают выступать против общепринятого мнения большинства. У них потрясающая способность приспосабливаться к различным стилям деятельности воспитателей, учителей и вообще к новым условиям. "Пятачки" любят и умеют преданно дружить с теми, кто в минуты грусти способен отвлечь, утешить, рассказать что-нибудь интересное, защитить. Проявляют чуткость ко всякого рода знакам внимания, похвалам. На роль вожака не претендуют, а ищут эмоциональных контактов со своим окружением. Они беспечны и нерешительны. Часто занижают свои физические и умственные способности.

"Тигры"

У детей этого типа любые эмоции проявляются очень ярко. Много жестикулируют, в трудных ситуациях у них может срываться голос. "Тигры" любят играть на грани риска, при этом болезненно переносят поражения. Стремятся властвовать, устанавливать свои порядки, выгодные для них самих. Для этого выискивают компанию из младших, более слабых и менее агрессивных. "Тигры" часто не могут сосредоточиться при выполнении сложного задания, не способны взять себя в руки по указанию взрослого, при монотонной работе возможны частые срывы. Несмотря на это, нередко проявляют решительность.

Наиболее яркая черта - склонность к импульсивным действиям в любых ситуациях, особенно тревожных, неуживчивость и драчливость.

"Иа-Иа"

С младенчества любят играть одни. К сверстникам не тянутся, избегают возни, шумных сборищ, забав. Любят молча слушать беседы взрослых, находиться в их обществе. Их самооценка отличается избирательностью - они верно оценивают свою отгороженность, одиночество, трудность контактов, непонимание окружающих. Объективная оценка проблем других людей дается им гораздо хуже. Для них характерны преувеличения недоразумений, возникающих в процессе общения со сверстниками и старшими, самоизоляция, "уход в себя". Как правило, опираются в своих суждениях на мнение матери. Терпеливо ждут окончания какой-либо неприятности, например, посещения врача. Избегают участия в подвижных играх или выбирают второстепенную роль. Теряются, когда на них кричат. Терпеливы при монотонной работе.

"Винни-Пух"

У таких детей развита главным образом аналитическая деятельность: они привыкли рассуждать о каждом новом явлении. Недостаток знаний компенсируется фантазиями, способностью мыслить абстрактными понятиями. "Пухи" охотно принимают участие в различных спорах, причем не для того, чтобы блеснуть остроумием, а для установления истины. Некоторая склонность к лени, предпочтение умственного труда физическому заставляют их избирательно находить нестандартные решения поставленных задач. Они скромны, но скромность вовсе не означает равнодушие к похвале. Такие дети достаточно эмоциональны, поэтому равнодушие или несправедливое наказание могут глубоко обидеть их. Среди "Пухов" немало левшей.

Приведенные характеристики, как показывает опыт, достаточно хорошо согласуются с результатами других исследований. Однако следует знать, что существует немалое количество индивидуумов, сочетающих в себе черты различных типов. Так, например, Сове присущи черты Винни-Пуха (рассудительность, некоторая апатичность) и Кролика (стремление быть лидером независимо от ситуации), Кристофер Робин является безусловным лидером ("Кролик"), но при этом склонен к некоторой меланхоличности ("Иа-Иа).

"- А ты знаешь, что означает "А", маленький Пятачок?

- Нет, Иа, не знаю.

- Оно означает Учение, оно означает Образование, Науки и тому подобные вещи... Вот что означает "А".

Продолжение. Начало в № 1 за 2001 год.



Наталья ОДЛИС


Редакция | Наш форум