logo 6/2002

Послесловие к событию


СТРАСТИ ПО МАСКАНЬИ

Два с лишним месяца прошло после премьеры в Петрозаводске оперы П. Масканьи "Сельская честь". За это время ни в одной городской газете не появилось ни одной серьезной публикации, которая дала бы оценку этому событию в музыкально-театральной жизни нашего города и всей республики. Может быть, оно и к лучшему. Сразу после премьеры мнения специалистов разделились от восторженно-положительных до решительного неприятия. Выносить это все на публику, вступать в споры, дискуссии, разборки на страницах периодической печати означило бы испортить праздник. А праздник был. Успех премьерных спектаклей был огромен. Об этом можно судить и по количеству слушателей, заполнивших зал Музыкального театра, и по горячим аплодисментам, и по многократным вызовам солистов, хора, дирижера, хормейстера, режиссера, художников и прочих участников проекта "Феникс", составной частью которого стал этот спектакль.

Теперь, когда страсти улеглись, можно порассуждать об этом событии и оценить его спокойно и объективно.

Впрочем, спокойно не всегда получается. Вспоминая подготовительный период, не могу до сих пор сдержать возмущения отношением к нашей родной культуре и искусству на самом высоком уровне. Нину Раутио очень серьезно убеждали в невозможности реализации ее проекта, так как "у нас некому петь, нет оперных голосов, и вообще нашей публике опера не нужна. Она оперетту любит". И это говорилось вскоре после постановки в нашем театре "Свадьбы Фигаро" В. А. Моцарта! (Работа, прямо скажем, спорная, местами даже слабая, но полезная для театра и имеющая успех у публики).

Конкурсные прослушивания певцов, желающих петь в хоре "Сельской чести", показали, что в Карелии есть достойные голоса, и не только хоровые. Правда, не обошлось здесь без проявления какой-то профессиональной ревности. Так, например, студенты и преподаватели консерватории, за малыми исключениями, уклонились от участия в этом прослушивании. Исключение составил заведующий кафедрой сольного пения, профессор В. А. Волчков, который не только учеников своих доверил Н. В. Раутио, но и личный пример показал: спел романс Фиеско из оперы Д. Верди "Симон Бокканегра".

Многие участники конкурса шли на прослушивания с риском для своей карьеры и просили не говорить о своем участии педагогам, руководителям хоров. Среди последних исключение составили Л. И. Фулиди, которая провела огромную работу с участниками Народной хоровой капеллы, и Л. С. Сажина, ставшая руководителем хора "Сельской чести".

В результате состав хора получился весьма разнообразным: от преподавателей и студентов консерватории (Н. Кондратьева, А. Федотова и другие) до участников самодеятельных хоров и ансамблей (С. Медведева, С. Дорошенко, В. Брусникин, А. Ланцман, А. Петрищенко, С. Малинов и другие). Тем не менее хорошо отобранный вокальный материал в сочетании с высокопрофессиональной работой хормейстера (Л. Сажина) и режиссера-руководителя проекта (Н. Раутио) превратили этот коллектив в хоровой ансамбль, которому вполне может позавидовать не только Музыкальный театр Карелии, но многие оперные хоры всея Руси.

В составе оркестра - преимущественно музыканты нашего театра. Но дирижер, В. Стачинский провел с коллективом такую работу, что звучание оркестра изменилось до неузнаваемости. Особенно сильное впечатление произвели чисто итальянские кантилена и темперамент в "Интермеццо" (оркестровый номер между 1-й и 2-й картинами оперы).

Конкурсное прослушивание в хор было отмечено одним открытием: студентке дипломного курса Петрозаводской консерватории Наталье Кокориной (класс В. А. Волчкова) была доверена сольная партия Лолы - одна из ведущих ролей в "Сельской чести" П. Масканьи. Под руководством режиссера (к тому же еще замечательного педагога) Н. В. Раутио Наталья овладела всеми вокальными и актерскими трудностями этой роли и вполне органично вошла в ансамбль с остальными артистами-мастерами оперной сцены, солистами Большого театра России. На ведущие сольные партии были приглашены известные солисты Большого театра В. Богачев (Туридду), В. Верестников (Альфио), А. Дурсенева (мама Лючия).

Роль Сантуццы исполнила Нина Раутио и, как всегда, вызвала бурю восторга, покорив публику мощью, объемом, тембровым богатством голоса и разнообразием эмоциональных оттенков и талантом драматической артистки. Как и должно быть в этом спектакле, внимание слушателей было сосредоточено на первом плане - дуэте Сантуццы и Туридду, этой захватывающей драме любви и ревности. Не менее впечатляющей оказалась и драма мести (Туридду-Альфио).

Особый интерес значительной части публики вызвало выступление Нины Раутио в роли режиссера. По распространенному мнению, артисты (и не только певцы) обращаются к режиссуре, дирижированию, педагогике, мемуаристике и прочим видам "не своей" деятельности, когда их сценическая карьера начинает клониться к закату.

По-моему, Нина Раутио из тех личностей, к которым это мнение не относится. Ее неугомонный характер, страстная влюбленность в искусство, непримиримость к рутине, стремление весь свой талант, богатый опыт, приобретенный в работе на лучших сценах, с лучшими артистами и режиссерами мира, отдать людям (коллегам и любителям музыки) заставляют ее искать разные формы деятельности в периоды "вынужденных простоев", когда нет спектаклей, концертов.

К тому же, посещая наш город, где у Нины родители, сестра, родственники, друзья, она с болью в душе переживает, когда встречается с низким художественным уровнем, неумелой организацией концертно-театральной жизни любимого города. Вернуть Петрозаводску былую славу, сделать столицу Карелии одним из ведущих культурных центров не только Карелии и России, но мира (хотя бы Европы, хотя бы Северо-Западного региона) - такова цель проекта "Феникс", авторство и руководство исполнением которого Нина Валентиновна бесстрашно взяла на себя.

"Сельская честь" - первая ступень этого грандиозного проекта. Не хочется утомлять читателя перечислением деталей режиссуры. Замечу только, что от внимания Нины не ускользали не только ошибки в пении и сценическом поведении солистов и артистов хора, но и в художественном оформлении костюмов, декораций, в работе осветителей, рабочих сцены, в игре оркестра и т.д. и т.п. Недаром работники Музыкального театра говорили после спектаклей, что никто еще за многие годы не трудился сам и не заставлял всех своим примером трудиться с такой самоотдачей.

Наверное, одна из самых сложных задач режиссера - работа с хором, большинство участников которого впервые вышли на оперную сцену и имеют лишь опыт пения на станках. Надо отдать должное режиссеру: артисты хора свободно двигались и ориентировались в сценическом пространстве, живо, но без излишеств, без переигрывания общались между собой, не были скованы группировкой по партиям. И лишь в одном случае режиссер сознательно выстроил фронтальную мизансцену: когда исполнялась молитва, хор стоял лицом к публике стройными линиями, часть артистов - коленопреклоненно. И было впечатление не концертного исполнения, а молитвы в храме.

Однажды мне довелось услышать, что Н. Раутио на одной из репетиций заставила снять православные кресты и креститься по-католически. В этом мой собеседник усмотрел посягательство на православие. Но как нелепо выглядел бы на сцене итальянский католический храм, увенчанный православным крестом! Конечно, ни один режиссер не позволит себе хотя бы попросить снять нательный крест, невидимый зрителю. Но если этот крест носится поверх одежды, то в итальянской опере он выглядит нелепо. Католические кресты в этом случае - не знак вероисповедания, а театральный реквизит. Сцена получает большую достоверность. Как сказала Нина Раутио на встрече с участниками хора: "Я не ставила оперу, а играла сцены из жизни".

Перебирая в памяти впечатления от спектаклей, не могу не отметить, что каждый следующий вечер в ход его вносились изменения, и качество от спектакля к спектаклю заметно росло. Оценивая результат, я и сегодня убежден, что петрозаводская постановка "Сельской чести" П. Масканьи осуществлена на высоком - если не мировом, то европейском - уровне.

Я так бы сказал, невзирая на лица,

Иль что у кого обозримого есть:

Прекрасно, когда города и столицы

Равняются дружно на "Сельскую честь".

Мне кажется, руководство города и республики может и должно гордиться работой своей именитой землячки.

Но тут возникает еще ряд тревожных моментов, и прежде всего - будущее "Сельской чести" и всего проекта. Дело в том, что проект осуществлялся под патронажем А. Ю. Демина, который в этом случае оказался человеком дела, верным данному слову. Теперь власть переменилась. Будет ли новое руководство так же внимательно и инициативно по отношению к проекту "Феникс"? Повернется ли лицом к нему республиканская власть? Поймет ли руководство, что вслед за духовным возрождением обязательно последует и экономическая отдача, когда делом заинтересуются спонсоры, туристические фирмы, иностранные предприниматели и инвесторы?

К сожалению, в период подготовки и постановки "Сельской чести" примеры вторжения провинциальной политики в мир большого искусства имели место. Пример тому - публикация в "Набате Северо-Запада", автор которой ставит в упрек организатору проекта сокрытие его стоимости (забывая о понятии коммерческой тайны), утверждает, что декорации готовились не у нас (хотя все декорации и реквизит делались нашими художниками и в наших мастерских), что попасть на спектакль простому смертному невозможно (200 долларов, 800 рублей за билет. Первое - плод фантазии автора, второе - цена для богатых вполне умеренная. А в кассе были билеты по 100 рублей).

Хочется, чтобы эта замечательная работа осталась в репертуаре нашего театра, чтобы участвовали в ней не только контрактники-гастролеры из лучших театров мира, но и наши артисты тянулись к ним. (Н. Раутио не отказывает в помощи, даже предлагает мастер-классы и репетиторство). Будет ли? Время покажет.



Кир РОЖКОВ


Редакция | Наш форум