logo 10/2001


третий венок сонетов из книги-гирлянды

ДОВЛЕЕТ СОН…

Вообще-то все имена, полуцитаты, намёки на события внятнее будут знающему Библию. И всё ж спецподготовка не обязательна. Ведь каждый – что-то слышал, читывал, исподволь впитал, растворил в памяти, даже безрелигиозной . Да и затевал я не выборку из Заветов Ветхого днями – говорил, как хотел и умел, о себе, о нас с вами, и еже писах – писах. И лучше сначала просто прочесть стихи, а потом уж – всё остальное. Многое и не требует длинных сносок: наказанная гордыня Вавилона; тройное отречение Петра, потом райского ключаря; страшное избранничество Иуды, без кого не было б ни Распятия, ни Воскресения (потом – вернувшего сребренники и повесившегося, по преданию – на осине); прагрешница Ева; письмена Валтасара перед расплатой царю-грешнику; дочь Иродиады, плясунья, погубившая Предтечу; меченосец у врат Эдема (чтоб не вздумали вернуться выселенцы-нарушители правил райского общежития); десять заповедей ( вето ); златые тельцы; Магдалина и её семь бесов (изгнанные Христом); страсти безвинного Иова; воскрешённый Лазарь и знаменитое Куда идёшь? (правда, сказанное не ему, а Иисусу Петром на пороге Голгофы); пророчества Иезекииля и его вдохновенного плагиатора и продолжателя Иоанна; цитаты из Екклесиаста и Притчей; Соломон и Суламифь; Самсон и Далила (Далида); Пилат с его риторическим вопросом; ясли Вифлеема и три плакальщицы у гроба Христа, заутра возвестившие Воскресение ( …и не поверили им ); Каньон Дьявола (свергая вождя Лжи на землю, Бог избрал нынешние США? – штат Аризона, не путаю?); цитатки и образы из Пушкина, Грибоедова, Державина, Сен-Симона, Шекспира (смерть-сон Гамлета), средневековой легенды (Грааль)…Сапиенти сат, разумный уразумеет, говорили латиняне. Что-то и стоило б комментария: грехи предков (не одного Лота и не только через моавитянку-бабку) в крови Давида и потомков его, входящих в родословие Христа; аллегория виноградников, сданных в аренду героем Песни песней ; преступницы Иезавель и Гофолия – и героини Есфирь (дочь Аминодава) и Иаиль (та испросила разрешение мужа-царя на безнаказанную резню её соплеменниками недругов, эта воспета за зверское убийство). И всю панораму войн, предательств, кровопролитий, блуда, родовых проклятий, грехов, совершённых в угоду Господу даже любимцами его, - портрет человечества, запечатленный древним Словом, - и неисповедимые странности Божьей любви и кары след бы оглянуть не спеша, горько и вдумчиво. Да не хватит щедрой газетной полосы. В будущей книге скажется подробнее. Библия же воистину – Книга Книг, вечное зеркало нам, сотворённым по образу и подобию . Невесёлое гамлетовское ощущение порой; не радует неистребимый в нас чёрный ветхий человек , пращур и современник, грешник, праведник, атеист или адепт, язычник и верующий в Единого или в Троицу, недруг или любимый, ты ли сам, наконец… А когда и Каратель, Творец Адама становится под пером его изографов уж очень неуютно схож с подобием своим… Вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло , - не слишком ли прав Адонаи-Иегова-Саваоф: что-что, а наука зла преподана свыше Адаму на тысячи лет вперёд. Не лукавил Савл-Павел, признаваясь: недостоин называться апостолом , и псалмопевец Давид о себе вопиял: нет делающего добро, нет ни одного. Сон разума рождает монстров - и монстриков, сон души - паче. Даже мелкий бес, морок серой суеты – всё бес. Этот-то, может, и еретический , но, увы, объяснимый антиоптимизм (хоть вроде и лёгок стих тоном, хаотичен то глобалом , то гранями обыденности, усмешлив нередко) – и диктовал, наверное, сонеты цикла… Анфилад-галерей (см. Лицей 2 с.г.) не поминал: подразумеваются. Семь же канонических (см. Поэтсловарь Квятковского) структур чередуются и здесь, но уже в другом и дважды одном – не зеркальном – порядке.

I

Вне времени – как внять глагол времён,

Когда и сам глагол уже не внятен

В твоих столпокрушеньях, Вавилон,

Какими вновь за дурь гордыни платим?

Плюют туристы в Дьяволов Каньон,

В нем не признав одну из вечных вмятин,

Где Падшего злой след запечатлён

Во дни, когда не знало солнце пятен.

Всё повторится. Пришлецом ведом,

Оставит новый Лот родной Содом,

Любви отпавшей соляную грудку,

Чтоб ген Моава влить в Давидов Дом…

Но Спящий в нас – расслышит ли потом

Курантов гул, будильников погудку?

II

Курантов гул, будильников погудка,

Ниже труба последнего Суда –

Ничто нас не подымет. Навсегда

Уснул наш детский разум. Спи, малютка!

Не для души – хотя бы для желудка,

Не пища духа – но, увы, еда

Днесь нам потребна. Голоден егда –

Как следствие довлеет сон рассудка.

Не так ли мы и любим? Испокон

Родня Христа, князь песен Соломон

Лозу любви дал в пугало Гамлету:

Крепка, как смерть . Как сон… А в яви он

Лозу сдавал – за звонкую монету…

Как спящим распознать металла звон?

III

Как, спящим, вам узнать: металла звон

Сквозь беспробудность дрёмы – что вещает?

Пророчит ли венчальное динь-донн ?

Кандальное дрень-брень ли обещает?

Ах, вам бы – пиитический бон-тон:

Батальное клинц-кланг ? Шутить с вещами

Брутальными не стоит. Миль пардон,

Бомм погребальное – вас не смущает?

…А, трель брегета! День сует встаёт.

Царь, Суламифь, подъём! На бутерброд,

Кефир, бритьё и макияж – минутку…

Решать – была минута и прошла:

Архангел на великие дела

Из вас двоих – кому сыграл побудку?

IV

Из вас двоих – кому сыграл побудку

Ваш гефсиманский петел? До зари

И поцелуй, и отреченья (три!)

Уже свершились. И очнуться – жутко.

Ещё пуста граалева посудка,

Но до Голгофы – кайся иль умри! -

Тому, любовь к кому вас изнутри

Обоих жгла, - отныне только сутки…

Петром проснёшься ты? Искариотом?

Вторым – крест Искупленья сотворён.

Оправдан в первом – кто предаст кого-то

Из трусости. И каждый – награждён:

Осины сук – и райские ворота.

Как угадать: на что – ты осуждён?

V

Как угадать, на что ты осуждён?

Быть Валтасаром? Да доходы нищи.

Смешно бояться огненных письмён

В бесцветных снах унылого жилища.

Стать Иродом? Пророка, что казнён

Достоин быть, конечно, всякий сыщет.

Да дур, что вам отколют ню-чарльстон

Не за валюту, - не сыскать из тыщи.

Мельчает грех. Вы, нынешние, нут-ка!

Сбыл десять вето по дешёвке век.

Где до Едема голоснуть попутку –

Сдать вохровцу с мечом для Бога чек?

Не оправдал расходов человек

На страсть, на лживый рай, на злую шутку.

VI

На страсть, на лживый рай, на злую шутку –

На что мы тратим явь свою и сны!

Тельцы златые нам разрешены –

Вкруг них и пляшем под чужую дудку.

Мы нынче из Магдалы проститутку

Чтить не за нимб – за беса в ней вольны.

Споёт поэт про цвет голубизны –

Представим мы отнюдь не незабудку.

Когда-то нам среди угрюмых бдений,

Тупых радений – сон святых видений

Был дан: о счастье будущих племён…

Оно пришло. Но тлеет нощно-денно

Вопрос, сомненьем тягостным рождён:

Пришло на вечность – иль на семь дён?

VII

Пришло на вечность или на семь дён

К тебе злосчастье с чёрным нездоровьем,

Богопослушный Иов? Малой кровью

Пытатель твой не удовлетворён.

Жечь пажити и гнать стада в полон,

На очаги и семьи рушить кровлю,

Чтоб доказать, что мы Ему – не ровня?

А лептой сыт – так лепрой наделён?

Бог аксиом, чудны Твои даянья!

Грехи - опережает наказанье.

Чем многотерпней раб – тем казнь лютей.

Сон катастроф, кошмарная накрутка.

…А между двух очередных страстей –

Зияющее чувство промежутка.

VIII

Зияющее чувство промежутка:

От забытья – до недобытия.

Тень одежонки, хламная обутка,

В них – полуплоть, твоя ль, незнамо чья.

В ней – полумысль, убогая запрудка

Потопу тьмы. Подобие житья –

Кружить от тупика до перепутка

И вспять. И снова – на круги своя…

Брат поднятым с полдневной спячки совам,

Влеком в тебе звучащим страшным зовом,

И не мертвец, и не избывший смерть,

Камо грядеши, Лазарь, Божий зомби?

Умел бы – не стерпел безумный сон бы…

Но как, мой Бог, когда – суметь, посметь?

IX

И как, мой Бог, когда – суметь, посметь

Поверить снам, где сроки возвестили

Четыре монстра Иезекииля:

Нам – озвереть, провидцам – онеметь…

Мы – волки? И Ловец раскинул сеть,

Чтоб завтра до изгарной сажной пыли

Нас истребили, как свинец в горниле,

Треть – язвой, треть – мечом,

и ветром – треть?

Стене из грязи – ей ли уцелеть

Под плетью ливня? Трубно грянет медь –

И смолкнет жёрнов, и мужи согнутся,

И стерегущим домы должно впредь

Ходить дорогой ужасов…Проснуться!

Раздвинуть гири-веки – и прозреть.

X

Раздвинуть гири-веки – и прозреть

Немое небо в день седьмой печати.

Шесть ярых нот готовы возгреметь,

Но той, седьмой, - не скоро прозвучать ей.

Не свистнет серп, не потрясётся твердь,

Доколе чаши гнева не початы.

В Армагеддоне лечь, в огне гореть

Не чают Зверь и рать его исчадий.

Но в белоризных избранных Того,

Кто станет Светом Мира своего

И нам слезу отрёт святой рукою, -

Ни в ком ты не узришь свои черты,

Как в вещий морок ни старайся ты

Вглядеться с тёмною тоскою.

XI

Вглядеться с тёмною тоскою

В бесследный промельк: по небу – орла,

Змеи – по камню, по волне – весла,

И твой – по сердцу той, кто не с тобою…

Взойти на угли голою стопою –

И не уснуть, не вздув хоть искру зла

От головни, что пазуху прожгла, -

По древней притче вам дано судьбою.

Не воду ли завяжешь ты в одежду?

Не ветер ли горстями соберёшь?

Беда, как вихрь, придёт, раздёрнет вежды –

И ты мудрей не станешь ни на грош,

Гляди хоть век с бессмысленной надеждой

В её глаза, где дымом ты плывёшь.

XII

В её глазах, где дымом ты плывёшь,

Сквозят все души жён, чей пламень

в гордом теле

Не свет и правду нёс – костёр и ложь,

Мог влечь миры – с орбит, и царства –

к чёрной цели.

Войди под мглу ресниц – и ты поймёшь

И Евы жадный пыл, и жар Иезавели.

Им древний пыл постыл. Им невтерпёж

На волю вырваться и воплотиться в деле.

Кто головы косил, что в поле рожь, -

Иродиады дщерь, иль дочь Аминодава?

Не разбуди теней. Не растревожь

Ни злость Гофолии, ни Иаили славу:

У ведьм и праведниц равно зрачки кровавы,

Не дай Господь – такое в них прочтёшь…

XIII

Не дай Господь – такое в них прочтёшь,

В стихах, что за тебя давно чертила

Рука чертёнка. Выцвели чернила,

Но цел комедий завтрашних чертёж.

Что ж, зарифмуй собой чужую дрожь

Ухмылки. От тебя вечор Далила

Легко и равнодушно уходила,

В дверях съязвив: Не силой ли вернёшь?

Самсон, где кудри, честь главы твоей?

Всему пора. Им – без моих затей

Седеть, редеть. Тебе – храпеть в покое .

Кричи ей вслед: Ужо тебе! Ей-ей,

Без вас такое вздымем – вдвое, втрое! –

Когда-нибудь! … А что – такое ?

XIV

Когда-нибудь: - А что такое

Есть истина? – второй Пилат

Тому, кто будет вновь распят,

Речёт. А тот – качнёт главою

И промолчит опять. Водою

Труп сухостоя не поят.

А те, кто знают что творят,

Навряд не сотворят худое…

…Гроб снова пуст, как ясли во хлеву.

Три плакальщицы грезят наяву,

Но сон апостолов бессильны

Прервать. Всему предел сочтён:

Предтечам с вещей лирой – и мессиям.

Вне времени – как внять глагол времён?

XV

Вне времени – как внять глагол времён,

Курантов гул, будильников погудку?

Как, спящим, вам узнать: металла звон

Из вас двоих – кому сыграть побудку?

Как угадать, на что ты осуждён:

На страсть, на лживый рай, на злую шутку?

Пришло на вечность или на семь дён

Зияющее чувство промежутка?

И как, мой Бог, когда – суметь, посметь,

Раздвинуть гири-веки – и прозреть,

Вглядеться с тёмною тоскою

В её глаза, где дымом ты плывёшь…

Не дай Господь – такое в них прочтёшь

Когда-нибудь… А что – такое?

***



Валерий Ананьин


Редакция | Наш форум