logo 8/2002

Глазами очевидца


Чайковский не покорился никому

Минувшим летом в Москве прошел XII Международный конкурс имени П. И. Чайковского. Телеканал "Культура" подробно освещал его, гала-концерт лауреатов даже транслировался в прямом эфире и, кстати, впервые на нем присутствовал глава государства. И все же, понятно, никакая трансляция не в силах передать все нюансы напряженной конкурсной борьбы, поэтому интересно мнение очевидцев этого события. Среди тех наших земляков, кому посчастливилось побывать на конкурсе Чайковского, была и Анастасия МЕШКОВА, ученица Петрозаводской школы искусств № 1 по классу скрипки. И вот ее впечатления.

До сих пор не утихают споры по поводу объективности жюри. Самым скандальным вновь оказался конкурс пианистов. Напомню, что в 1998 году всего лишь третья премия была присуждена гениальному английскому пианисту Фредди Кемпфу, которому знатоки прочили Гран-при. В этот раз многие надеялись на более честную игру жюри, но... Элисо Вирсаладзе, Николай Петров уже высказались на страницах "Известий" и "Культуры" насчет решения жюри и самого конкурса пианистов, поэтому остановлюсь в основном на выступлении скрипачей.

Вначале об инструментах. В финале три участника играли на скрипках Страдивари, один на Гварнери. Раньше я думала, что скрипки этих великих итальянских мастеров безупречны, звук льется сам собой, но это совсем не так. Струна "соль" одинаково скрипела как на инструменте Страдивари, так и на скрипке XX века, а самый красивый звук был у Гайка Казазяна, игравшего на инструменте болгарского мастера Гаэтано Полластри.

В общей сложности каждый конкурсант должен был выучить почти трехчасовую программу. Но даже искушенным слушателям тяжело было слушать часовые выступления во втором туре, особенно, когда скрипачи начинали играть мимо нот, что же говорить об обычных слушателях. А вообще уже после 10-15 минут становилось ясно, что представляет из себя тот или иной участник. Меня поразило, что никто из участников второго тура не справился со "Скерцо" Прокофьева из Концерта № 1. Для всех оно стало камнем преткновения, тем более обескураживает, что все играли его третьим номером, который всегда считается самым сложным для исполнения.

В результате после изнурительных первого и второго туров все просто "рассыпались" в третьем. То ли недоучили, то ли устали, но 1-я часть Концерта № 1 для скрипки с оркестром П. И. Чайковского не покорилась никому. Все ждали решения жюри, которое возглавлял Владимир Спиваков, и оно оказалось на редкость объективным: первая премия не была присуждена. Вторую разделили японка Т. Кавакубо и любимец публики, китайский скрипач Си Чень.

Во время беспорядков в Москве после матча Россия-Япония хулиганы повредили ему левое плечо. Жюри дал время ему восстановиться и выступить во втором туре последним. То, КАК сыграл Си Чень, надолго останется в памяти. После "Цыганки" Равеля Владимир Спиваков был в таком восторге, что, казалось, выбежит на сцену его поздравлять. В третьем туре Си Ченя, единственного из всех финалистов, публика провожала стоя. Его мама, простая китайская женщина, со слезами радости на глазах снимала на видеокамеру триумф своего 17-летнего сына. Несомненно, если бы не досадные ошибки в исполнении первой части Концерта Чайковского, Си Чень получил бы первую премию.

Решение жюри у скрипачей почти полностью совпало с мнением публики. Чего это стоило Спивакову, знает только он сам. С первого тура стало ясно, что идет борьба двух школ - членов жюри Эдуарда Грача и Захара Брона. У Брона сторонников в жюри оказалось больше, и все три его ученика дошли до финала, в то время как у Грача лишь один, хотя во втором туре его ученица Надежда Токарева играла лучше и убедительнее броновского Николаса Кеккерта из Германии.

Интересный случай произошел, когда я читала на стенде имена участников третьего тура. Подошла женщина, увидела результаты и, улыбаясь, сказала как бы себе: "Гайк Казазян... Боже, мой ученик!" Все сразу принялись ее расспрашивать. Оказалось, это первая учительница Гайка, из Еревана. После того, как он шесть лет назад переехал в Москву, она ничего о нем не знала и вдруг услышала его имя в дневнике конкурса телеканала "Культура". Я не нашла ее во время выступления Гайка в финале, но думаю, она была счастлива. Этого 19-летнего скрипача отличает глубокое прочтение исполняемых произведений и удивительно красивый благородный звук.

Для меня выступления Гайка Казазяна и Си Ченя - две самые яркие страницы XII конкурса имени Чайковского. Была уверена, что именно они и разделят второе место, но Гайку досталось лишь четвертое. Разделившая с Си Ченем второе место Т. Кавакубо так исполнила Вторую часть Концерта Чайковского, что я чуть не заснула. Создалось впечатление, что она просто отдыхает и набирается сил перед головокружительным Финалом. А когда ту же часть исполнял Гайк Казазян, я боялась вздохнуть.

Безумно интересно было наблюдать за поведением членов жюри во время выступления участников. Самым естественным был Спиваков - он всех без исключения слушал внимательно, при хорошей игре аплодировал. Неизменно доброжелательным был Максим Федотов, самый популярный сейчас в Москве скрипач. (Кстати, от зрителей я слышала, что на его концерты как десять лет назад, так и сейчас, очень доступные по цене билеты - в отличие от многих других звезд.) Совершенно иначе реагировали те члены жюри, чьи ученики боролись за призовое место. При выступлении соперников они снимали очки, зевали, углублялись в чтение буклета, перешептывались с соседями и недовольно качали головой при неудачно выполненном пассаже или фальшивой ноте. Когда же на сцену выходили их ученики, они превращались во внимание, качали головой в такт музыке. Если честно, со стороны это смотрелось доводьно смешно.

Поведение конкурсантов влияло на общее впечатление от их игры. Развлек зрителей Николас Кеккерт, выделявшийся шелковым бордовым поясом и изображавший всю гамму чувств телом и мимикой, но, увы, не звуком. Конечно, технически он выучен очень хорошо, но вот индивидуальности не чувствовалось совсем, как, впрочем, у большинства исполнителей. Полной противоположностью Кеккерту стал Си Чень. Скромный, воспитанный - он единственный поклонился оркестру, китайский скрипач сливался с музыкой в единое целое, его сердце и скрипка звучали в унисон ей.

И несколько слов о публике: она была великолепна. Залы почти всегда были заполнены, несмотря на дорогие билеты (на третий тур их стоимость доходила до 700 рублей). Зрители почти не хлопали между частями и очень переживали за конкурсантов. К финалу обстановка в зале настолько накалилась, что когда пианист Алексей Набиулин, явный лидер после двух туров, "смазывал" один пассаж за другим в Концерте № 1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковчкого, зал охал и ахал после каждой фальшивой ноты. А одну из вокалисток после того, как она на третьем туре сбилась, три раза вызывали на "бис".

Я очень рада, что благодаря содействию редактора телеканала "Культура" Светланы Евгеньевны Кочергиной мне удалось побывать на конкурсе Чайковского. Услышать вживую столько талантов, увидеть мэтров, пообщаться с великолепно разбирающимися в тонкостях исполнения зрителями - это все равно, что пройти музыкальные университеты.



Соб. инф.


Редакция | Наш форум