logo 8/2001


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Уважаемый Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин!

Уважаемые члены Государственного Совета!

Коллеги!

Сегодня следует говорить о предстоящей модернизации образования. Об изменениях в соответствии с требованиями современности. Образование России уже прошло стадию демократического переустройства в начале 90-х годов, и это получило правовой статус в Законе "Об образовании" 1992 года. Но образование существенно отстает от современных требований и потому нуждается в глубокой модернизации, жизненно необходимой для страны.

Альтернатива проста - либо образование будет стимулом застоя, либо фактором его экономического роста и благосостояния, фактором конкурентоспособности и национальной безопасности страны.

Да, мы привыкли к мысли, что у нас "самое лучшее в мире образование". Но, увы, даже "самое лучшее" имеет свойство устаревать.

В оторванности образовательной отрасли от потребностей страны и состоит основная коллизия, которую призвана разрешить модернизация образования.

Что же нуждается в изменении?

- малоэффективное содержание общего образования - местами устаревшее и перегруженное, во многом оторванное от реальных потребностей жизни. Последний системный пересмотр содержания школьного образования предпринимался почти сорок лет назад, в середине 1960-х годов;

- недостаточно эффективное профессиональное образование, порой несостыкованное как с реальными так и с перспективными потребностями страны в кадрах, так и с современными требованиями к их квалификации, в результате чего выпускники профессиональных учебных заведений всех

уровней в значительной своей части оказываются неконкурентоспособными и невостребованными на рынке труда;

- устаревшая система социально-экономического обеспечения педагогических кадров, ставящая их на грань нищеты, и столь же неэффективная система подготовки этих кадров, которая во многом сдерживает позитивные изменения в школьном деле,

- неэффективное управление образованием, предельно бюрокра-тизированное, функционирующее зачастую без какого-либо прогноза в подготовке кадров и соотнесения его с потребностями рынка труда.

Центральная задача модернизации образования - обеспечение его современного качества, выстраивание эффективной образовательной системы, с действенной экономикой и управлением, которая будет отвечать запросам современной жизни и потребностям развития личности, общества, государства.

Еще одна фундаментальная задача - поддержать образование не только как важнейшую социальную сферу, но и в прямом смысле важнейшую экономическую отрасль, так как именно образование играет все более решающую роль в накоплении и развитии человеческого фактора, на котором наполовину держится благосостояние России.

Вывод из сказанного очевиден - комплексная, глубокая модернизация образования - обязательное требование всей политики России на современном этапе, ее главное стратегическое направление.

Ключевое условие реализации этой стратегии - возвращение государства в сферу образования и активизация общественного участия в ее развитии. Ибо модернизация образования - это отнюдь не ведомственная, не отраслевая, а общенациональная задача.

Готовя вопрос на Госсовет, члены рабочей группы, состоящей из очень авторитетных людей России, сделали все для того, чтобы получить свежий, непредвзятый взгляд на состояние и болевые точки образования. Взгляд, свободный от отраслевых пристрастий и стереотипов различных ведомств, отражающий общенациональные, общегосударственные интересы.

Этот взгляд мог совпадать (и во многом совпал) с позицией правительства, мог и отличаться от этой позиции. В целом же стало очевидно, что рабочая группа Госсовета и Правительство работали на взаимодополнение и взаимообогащение, на прояснение ряда спорных позиций.

Работа показала полное понимание ее участниками неотвратимости модернизации образования и выбор единого вектора движения по избранному пути. В этом суть принципиального сходства позиций рабочей группы и правительства. Доклад рабочей группы Госсовета не отрицает подавляющей части положений программы правительства. Он уточняет, корректирует некоторые из них и существенно расширяет общий диапазон рассмотрения проблем образования.

Ясно, что для осуществления модернизации мало только перечня мер, нужна прежде всего целостная ее идеология, не только выработанная и признанная Правительством, но и всеми, кто заинтересован в современном качественном образовании. А таких в России около 40 миллионов.

Глубинная особенность образовательной политики состоит в том, что она выстраивается в органичном соединении четырех аспектов - политическом, социальном, экономическом и собственно образовательном. Только при таком построении она выходит за ведомственно-отраслевые барьеры и приобретает свой подлинный смысл - как сфера интеграции и реализации общенациональных интересов и приоритетов страны.

Важно отметить то, что в докладе рабочей группы сделана попытка целостно осмыслить и охватить задачи образовательной политики на современном этапе, целостно представить саму эту политику. Отсюда и честное, прямое политическое заявление о необходимости возвращения государства в образование; что составляет первое, ключевое условие его модернизации и уверенность в необходимости придания государственного статуса муниципальной общеобразовательной школе.

Доклад рабочей группы детально раскрывает комплекс конкретных мер по каждому направлению модернизации образования.

В нем пять основных приоритетов:

- обеспечение государственных гарантий доступности и бесплатности образования разных уровней - в пределах, установленных законом; адресная социальная поддержка обучающихся.

- достижение современного качества образования, соответ-ствующего потребностям страны и мировым стандартам.

- формирование эффективной экономики образования, эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов.

- повышение социального статуса, профессионального уровня педагогических работников и усиление их государственной поддержки.

- реорганизация системы управления образованием.

Необходимо отметить, что при решении проблемы доступности и бесплатности образования мы выделили три главных момента:

1) Необходимость обеспечения конституционных гарантий бесплатного общего образования, а также введения адресных целевых выплат, сверх федеральных нормативов финансирования, для малообеспеченных семей.

2) Необходимость передачи школ в ведение субъектов Федерации с приданием им государственного статуса. Возможность делегирования части полномочий на муниципальный уровень. Введение в образование государственных минимальных социальных стандартов. В сфере дошкольного образования - постепенный переход к долевому финансированию дошкольных образовательных учреждений.

3) Для обеспечения равных возможностей необходимо осуществить изменения сложившейся системы выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения с учетом результатов эксперимента по введению единого государственного экзамена.

Говоря о государственных именных финансовых обязательствах, рабочая группа предложила свой взгляд на эту проблему и не исключила проверенную мировым опытом практику образовательного кредитования, с различными формами погашения кредита. Очевидно, что этим решается не только вопрос расширения возможностей детям из малообеспеченных семей получать высшее образование, но и в значительной мере не менее актуальный вопрос трудоустройства и закрепления кадров.

Мы предлагаем использовать также образовательное кредитование для конкурсного набора на специальности, имеющие особо важное значение для реализации государственных программ экономического и социального развития.

Рабочая группа также считает, что сегодня преждевременно ставить точку в вопросе 12-летнего образования. Мы пришли к выводу, что необходимо дождаться итогов эксперимента, который будет проводиться в течение 6-7 лет.

Существенной задачей является установление отсрочки от призыва в армию выпускников средней школы, профессиональных училищ и техникумов для реализации ими права на поступление соответственно в средние специальные или высшие учебные заведения, а также предложение о переносе сроков призыва с весны на осень.

Рабочая группа Госсовета также предлагает развернутый комплекс чрезвычайных мер по борьбе с беспризорностью, негативным поведением детей и молодежи, социальным сиротством, что в настоящее время приобрело масштабы едва ли не национального бедствия.

Достижение нового качества общего образования - первостепенная задача модернизации. В общегосударственном - это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане - это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

В докладе рабочей группы подробно развернут комплекс мер по кардинальному обновлению содержания школьного образования и разгрузке его программ, по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся в школе.

Отражая явно назревшую потребность в усилении воспитательных задач школы, мы предлагаем выделить их как первостепенный приоритет в образовании.

Доклад рабочей группы сопровожден подготовленным ею обширным сборником справочно-статистических сведений о российской системе образования (за 1990-2000 годы). Проведенный анализ подтвердил очевидные диспропорции, Структура кадрового потенциала не соответствует реальным и потенциальным потребностям отечественного производства, связанным с возрастающей востребованностью высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Ответной мерой на эту ситуацию должно быть опережающее развитие начального и среднего профессионального образования.

Необходимо существенное изменение содержания и структуры профессионального образования, достижение его конкурентоспособности, устранение в нем излишнего дублирования в подготовке кадров, оптимизация перечней профессий и специальностей, и - главное - преодоление отрыва профессионального образования от потребностей федерального и регионального рынков труда, что приводит к серьезным нарушениям в системе спроса и предложения на кадры.

По нашему мнению, назрело время:

- приоритетной поддержки ведущих вузов, имеющих сложившиеся научные школы мирового уровня, способных осуществить образовательный и научно-технический прорыв и обеспечить его соответствующими кадрами.

Таких вузов в стране наберется не больше 2-3 десятков из 1017 вузов, среди которых 607 государственных;

- переаттестации вузов и особенно многочисленных филиалов вузов, а также отдельных программ высшего образования, в частности, в области экономики, права, менеджмента.

Учитывая необходимость осуществления неразрывной связи профессионального образования с производством и многократные обращения деловых кругов о расширении их роли в решении этого вопроса, предлагается в короткое время разработать нормативно-правовое обеспечение активного участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования, в том числе: в выработке его стандартов, в формировании заказа, в конкретной подготовке специалистов.

Во взаимосвязи с проходящим реформированием военного образования рабочая группа предлагает рассмотреть вопрос об организации общепрофессиональной подготовки офицеров по специальностям инженерного, социально-экономического и гуманитарного профиля преимущественно на базе гражданских учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, а также о создании межвузовских военных факультетов переподготовки офицеров запаса.

Сегодня уже невозможно обойтись без серьезной модернизации экономики образования.

В этой части доклад рабочей группы Госсовета наиболее близок к правительственной программе. Однако рабочая группа обращает внимание членов Госсовета на серьезное недофинансирование системы образования и о необходимости резкого увеличения ассигнований в этой сфере.

Сегодня реальное недофинансирование образовательных учреждений достигает 60 процентов. Бюджетные расходы на образование (по введенной Правительством в текущем году новой методике расчета) составляют только 3 процента валового внутреннего продукта, что значительно ниже мировых стандартов. Необходимо в ближайшие три-четыре года удвоить финансирование профессионального образования и увеличить финансирование

общего образования минимум на 50 процентов. Это и будет реальным подтверждением возвращения государства в образование.

Уже сегодня средства, затрачиваемые населением на образование, составляют по оценкам специалистов 1,5-1,7 процента валового внутреннего продукта. Ресурсы семей, общества перенапряжены. Нельзя рассчитывать на увеличение этих средств, речь должна идти о резком повышении эффективности их использования.

Для увеличения ресурсной привлекательности системы образования и для обеспечения хозяйственно-экономической самостоятельности образовательных учреждений предлагается внесение поправок в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, налоговое стимулирование юридических лиц и граждан, инвестирующих в образование или оказывающих ему безвозмездную поддержку.

Уважаемые коллеги, формирование современного педагогического корпуса, повышение социального статуса и профессионального уровня педагогических кадров, усиление государственной поддержки является одной из главнейших целей государства.

Проблематика данного раздела доклада рабочей группы подготовлена при активном участии ЦК профсоюза работников народного образования и науки.

Предлагаем Правительству в ближайшее время разработать федеральную программу "Педагогические кадры России".

Программа должна включать такие меры, как: переход на оплату труда работников общего образования из бюджетов субъектов Федерации; повышение минимальной ставки оплаты труда педагогических работников до уровня не ниже прожиточного минимума; отказ от единой тарифной сетки в сфере образования и переход на отраслевую систему оплаты труда, что позволит государству опережающими темпами повышать учительскую зарплату; введение надбавок молодым специалистам за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях, а также надбавок, стимулирующих высокие результаты педагогической деятельности; предоставление отсрочки от призыва в армию молодым специалистам-педагогам.

В качестве ключевой задачи выделено решительное и всестороннее реформирование педагогического образования - его организации, структуры, содержания, принципов взаимосвязи с образовательной практикой и т.д.

В этой связи требуется кардинальная перестройка организации педагогической науки, изменение изживших себя принципов финансирования - когда средства выделяются не на научные исследования, а на содержание научных учреждений.

Необходима глубокая реорганизация системы управления образованием в стране, создание целостной системы на уровне Федерации и ее субъектов. Передача всех ведомственных гражданских учебных заведений в ведение Министерства образования (при участии соответствующих федеральных ведомств в управлении в качестве соучредителей).

Суть этого предложения состоит в создании целостных региональных образовательных систем, тесно связанных с потребностями регионов, в интеграции образовательного потенциала субъектов Федерации.

Уважаемые коллеги!

Доклад рабочей группы адресован также для широкой общественности. Соответственно он не может описывать детали. Его значение, по нашему мнению, заключается в изложении стратегических принципов, которыми будут определяться конкретные действия. Есть предложение создать Совет по образовательной политике в Российской Федерации при Президенте Российской Федерации, который будет ежегодно готовить доклад Президенту "О положении дел в России по реализации образовательной политики". Центральной фигурой и главной движущей силой в осуществлении модернизации образования, по нашему мнению, сегодня стал Президент России Владимир Владимирович Путин.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Мы обращаемся к Вам за поддержкой и содействием, так как Ваша политическая воля, Ваше личное участие дадут возможность на практике, в достойной динамике осуществиться предлагаемой идею.

Уважаемые участники заседания Государственного Совета!

К сфере образования прямо или косвенно причастно около 40 миллионов человек. Сегодня 29 августа - канун нового учебного года в новом тысячелетии и веке. Надеюсь, что наша совместная работа сделает август 2001 года августом надежд для всех работников российского образования и для всех, кто стремится получить достойное образование в России.

Благодарю за внимание!

Доклад председателя правительства Карелии С.Л. Катанандова на заседании Госсовета в Кремле 28 августа 2001 года



Соб. инф.


Редакция | Наш форум