logo 8/2003

Место под солнцем


Требуются профи

Экономике не хватает специалистов с начальным профессиональным образованием

С января будущего года учреждения начального профессионального образования перейдут на региональное финансирование. До сих пор училища и профессиональные лицеи существовали на деньги из Москвы - и далеко не купались в роскоши. Местные бюджеты испытывают еще большие трудности с выделением средств. Уже ясно, что отрасль придется реформировать. Не будем ли мы в скором будущем наблюдать упадок профессионального образования? На этот вопрос отвечает начальник отдела профессионального образования Минобразования республики Николай БАЛАЛАЕВ.

- Упадка отрасли не произойдет в любом случае. В развитых странах профессиональному образованию придается больше значения, чем образованию высшему и академическому. Оно и понятно: экономика превыше всего, а этот вид образования поставляет для нее кадры. Мы тоже не можем не учитывать эту связь. У нас в стране задача развития профессионального образования тоже объявлена приоритетной.

- С чем же тогда связана необходимость реформирования?

- У нас плохо учитываются потребности местного рынка труда. Экономика меняется быстро, училища и лицеи не поспевают за нею. Переход на местный бюджет поневоле заставит выработать такие модели, которые сделают цепочку "специалист - работодатель" более оптимальной. Республика будет готовить столько кадров, сколько ей нужно на данный момент, не больше, но и не меньше.

Известно, что в ближайшие годы нас ожидает демографический спад. Число выпускников школ, готовых продолжать образование, уменьшится едва ли не вдвое. Значит, уже не нужно столько училищ и филиалов, сколько есть сейчас. Но это должно быть не только сокращение, но и реорганизация. В "оставшихся" учреждениях обучение нужно поднять на качественно иной уровень. Мы не можем себе позволить потерять хоть кого-то из тех ребят, которые захотят стать специалистами, не должны потерять их и работодатели. Уже сейчас предприятия машиностроения, лесной промышленности испытывают настоящий голод на специалистов, что же будет дальше?

Программу реформирования отрасли мы совсем не случайно назвали "программой оптимизации". Ряд образовательных учреждений, дублирующих друг друга, мы планируем объединить в учебно-производственные центры. Некоторые будут пользоваться одной производственной базой, что потребует меньше расходов на ее развитие. Сейчас, к примеру, мы завершили работу по объединению 6-го и 16-го лицеев в Сегеже в один образовательный центр. До этого оба учреждения готовили специалистов схожих профессий, автомехаников, столяров, бухгалтеров. Оба испытывали трудности с преподавательским составом, как и повсюду, здесь остро не хватало мастеров производственного обучения. Единый центр окажется наиболее оптимальным для такого города, как Сегежа. Но не всегда мы пойдем по линии объединения. Наиболее успешные училища сами станут центрами, ориентированными на обслуживание какой-либо отрасли.

Откроются новые центры - там, где для этого возникнет острая необходимость. Опять же, исходя из потребностей местной экономики.

- Но эти "потребности" определить не так-то просто. Механизм выработки оперативных данных по каждому виду профессии у нас так и не создан. Откуда же вы будете брать цифры реальных потребностей, чтобы "соответствовать рынку"?

- Это, действительно, пока еще не решенная проблема, по всей стране. Недавно на совещании в Петербурге я узнал, что министерство труда получило заказ на разработку методики по изучению рынка труда. Скорее бы началось это изучение! Было бы проще, если бы существовал не только ежегодный, но и среднесрочный и долгосрочные заказы на подготовку специалистов, выраженные в цифрах. Пока же мы можем надеяться лишь на заказы со стороны отдельных работодателей. Но такие заказы поступают не всегда. Как мы можем судить, выполняем мы потребности рынка или нет?

К счастью, предприятия все чаще заказывают себе подготовку специалистов такого профиля и в тех количествах, какие им необходимы. В этом смысле наиболее оперативны предприятия торговли и обслуживания. Они не только заказывают подготовку, но и заботятся об условиях обучения своих будущих работников, обеспечивают их практикой. И результат - почти сто процентов выпускников трудоустраиваются потом без проблем. В то время как средний процент трудоустройства по всей отрасли - 75...

Начинает что-то меняться и в тяжелой промышленности. По договоренности с лицеем № 1 Онежский тракторный завод выделил помещение и оборудование для создания учебного участка. Там тоже будут готовить специалистов "под себя". Завод возьмет на себя часть расходов по обучению. Дела на этом заводе наконец-то пошли лучше, и мы это сразу почувствовали. Администрация теперь может дать нашим выпускникам более приличную зарплату - и желающих пойти на завод сразу стало больше. Успех нашей отрасли во всем зависит от успехов нашей экономики. Ясно, что процент трудоустройства выпускников у нас был бы куда выше, если бы наши промышленные гиганты быстрее выходили из кризиса.

В последнее время беспокойство по поводу подготовки кадров проявляет Петрозаводский рыбоперерабатывающий комбинат. А недавно я встречался с генеральным директором АО "Карелнеруд". Его весьма тревожит, что через пять лет на предприятии некому станет работать вообще. Сейчас ставится вопрос о создании учебно-производственного центра в поселке Ладва на базе ПУ-3. "Карелнеруд" совместно с другими предприятиями готов взять на себя часть расходов по реализации этого проекта.

- Но если местная экономика станет определять развитие профессионального образования, не сойдет ли на нет та его важная функция, которую принято называть "социальной защитой"?

- Эта задача от нас никуда не уйдет. Некоторые молодые люди только в наших учреждениях могут получить профессию и потом трудоустроиться, для них это вообще единственный шанс устроить свою жизнь. Мы не должны об этом забывать. Еще в апреле мы поставили задачу для директоров учреждений профессионального образования: принимать всех выпускников 9-го класса, желающих получить профессию. В этом учебном году мы планируем обучить 2700 таких ребят.

При всех изменениях система начального профессионального образования будет жить и совершенствоваться. Если экономика - это главное, то и профессиональное образование - самое важное среди всех видов образования в стране.

Сергей ГАЛКИН



Соб. инф.


Редакция | Наш форум