logo 8/2001

Уроки Клио


ВСЕ В ИСТОРИИ ПОВТОРЯЕТСЯ. ТАК СЧИТАЕТ БОЛЬШИНСТВО РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

*У наших школьников неприязнь к истории намного ниже, чем в среднем по Европе

*Возможности российских учителей истории в повышении образования выше, чем в среднем по Европе

*Наиболее аполитичны учителя Польши и Венгрии

С 1996 года Карелия участвовала в проекте "Уроки Клио", который разрабатывал новые учебные пособия по истории. В прошлом сентябре в Петрозаводске проходил семинар Европейской Ассоциации учителей истории "Евроклио" (о чем писала газета "Лицей"). С докладом "Молодежь и история" выступила исполнительный директор "Евроклио" Иоке Ван дер Леув-Роорд. В его основу были положены данные, полученные в результате международного образовательного проекта, осуществленного в 1996-1997 годах. Целью исследования было выявление особенностей исторического сознания молодых европейцев и сравнение исторического образования в разных странах.

Организаторы проекта постарались представить все европейские регионы, включив в исследование также Турцию, Израиль и Палестину. Всего около 30 стран приняло участие в проекте, в том числе и Россия. В каждой стране было опрошено от 800 до 1200 учащихся в возрасте 15 лет и около 80 учителей истории.

Отношение учащихся к истории

В целом у европейской молодежи преобладает позиция понимания социальной значимости истории (примерный средний показатель по пятибалльной шкале - 3,50). Затем следует фактор личностной значимости истории (3,22), но присутствует и позиция "отвращения к истории" (2,7). В России неприязнь к истории намного ниже, чем в среднем по Европе. В этом отношении российские школьники схожи с ребятами из Чехии, Болгарии, Греции, Турции, Португалии и Израиля. Напротив, западноевропейские и скандинавские страны не испытывают к

истории глубоких сантиментов. Наибольшее равнодушие и отвращение к истории проявили датчане, голландцы, немцы, шведы, англичане, норвежцы и, что довольно удивительно, словенцы.

Цели исторического образования

Наиболее значимым для учеников представляется приобретение знаний об исторических фактах. Особенно ярко это стремление к знанию фактов выражено у школьников Чехии и России. Вплотную за ними следуют Греция и Португалия. С преподаванием истории в этих странах российское историческое образование роднит и широкое использование нравственных оценок. Для западных же стран внимание к воспитательному потенциалу истории мало характерно.

Выделяется группа стран, где среди целей исторического образования прежде всего ценится не знание фактов, а поддержание национальных традиций и ценностей в обществе. Это Греция, Турция, арабский Израиль, Палестина. В наименьшей степени эта целевая установка привлекает скандинавские страны и такие западноевропейские страны, как Бельгию, Голландию, Францию, Германию. Российские школьники близки к среднеевропейскому уровню (примерная оценка -3), хотя их учителя высоко оценивают задачу поддержания национальных традиций и ценностей (4,2).

Методика преподавания истории

Анализ данных по странам позволяет выявить два подхода в преподавании истории в Европе. С одной стороны, это традиционный подход, при котором ученик является объектом обучения - слушает рассказ или объяснение учителя. С другой стороны, более современный подход ориентирован на активную самостоятельную познавательную деятельность школьников - изучение источников, участие в ролевых играх, проектах. В целом в европейском историческом образовании преобладают традиционные методы обучения. Однако, можно сделать вывод и о становлении новой модели исторического образования в нескольких регионах - прежде всего, в Англии и Шотландии, частично - во Франции, Испании, скандинавских странах. Так, в Англии редко используется рассказ учителя (показатель-2,16) или его объяснение (1.72), а главным методом обучения становится работа с историческими источниками.

Обращает на себя внимание схожесть методики обучения в так называемых постсоциалистических странах (Россия, Польша, Чехия, Украина, Болгария, Эстония, Литва). Здесь ученики преимущественно на уроках истории "слушают рассказ учителя".

Средства обучения истории

По результатам опроса наиболее распространенными источниками исторической информации являются учебник и рассказ учителя, однако эти же источники наименее популярны у учеников. Школьники прежде всего доверяют музейным экспонатам, историческим документам, аудиовизуальным источникам, и только потом - рассказу учителя, учебнику и художественным произведениям.. Удовольствие ученики получают от художественных исторических фильмов, посещения музеев, чтения романов, аудиовизуальных источников.

В России учебники на уроках истории используются активнее, чем в большинстве восточноевропейских стран. Однако, с другой стороны, российские школьники не доверяют учебникам, и, что интересно, доверяют им меньше, чем историческим романам. По сравнению с другими странами наши школьники получают больше удовольствия и радости от использования разнообразных источников, в том числе и документальных.

Интересы школьников

Европейские школьники предпочитают изучать современный период (после 1945 г.), хотя их учителя этот интерес недооценили. Учителя склонны преувеличивать желание учеников изучать такие темы как "жизнь королей и других знаменитых людей", "повседневная жизнь", "развитие демократии". Проблемы демократии интересуют только школьников из Болгарии, Греции, Турции, Палестины и Португалии. Особенно большой разрыв в представлениях учителей и желаниях учеников по вопросу изучения развития демократии обнаружился в Эстонии, Литве, Украине, Чехии и Словении. Российские учителя адекватно оценили невысокий интерес своих учеников к этой исторической проблеме. В то же время европейские школьники проявили большой интерес к "истории семьи", чего не предполагали учителя Эстонии, Литвы, Украины, Чехии, Франции. Российские учителя также недооценивают интерес своих учеников к семейной истории.

Сформированность исторических знаний учащихся

Предложенный тест для проверки исторических знаний учащихся представляется довольно простым: надо было расположить в правильной хронологической последовательности исторические события, экономические процессы и образы прошлого (типы кораблей и фасоны одежды).

Самые высокие результаты показали школьники Чехии, а также России, Италии, Франции. Не оправдала себя британская модель образования: сформированность хронологических знаний у английских школьников оказалась низкая.

Историческое мышление школьников

Исследование включало задание на проверку исторической эмпатии - степени "проникновения" в историческую эпоху: ((Представь себе, что ты - молодой человек (юноша/девушка), живущий в XV веке. Твой отец принуждает тебя жениться (выйти замуж) на дочери (за сына) сравнительно богатого крестьянина из соседней деревни. Ты не любишь и даже по-настоящему не знаешь своей будущей жены (мужа). Как бы ты поступил в той ситуации?" Подавляющее большинство школьников не согласилось подчиниться отцу, мотивируя это современными категориями прав человека, гуманизма, законности. Тем самым ученики проявили неумение понять логику действий и мышления людей прошлого, исходя из норм и ценностей того времени. В большей степени оказалась развита историческая эмпатия у школьников Голландии и Великобритании, в меньшей - в Греции и постсоциалистических странах, в том числе и России.

Блок заданий касался осознания учениками идеи прогресса. Самый высокий процент школьников, признающих прогресс, оказался в Португалии и составил только 40%. В России всего 8% школьников согласны, что изменения идут к лучшему. Большинство европейской молодежи представляет исторический процесс как чередование подъемов и спадов. Однако в России не больше 30% опрошенных школьников придерживаются этой точки зрения, а большинство (55%) считает, что все в истории повторяется.

Проблемы учителей истории

Почти для всех европейских стран характерно отрицание учителями истории давления со стороны администрации с целью изменить содержание образования. Россия в этом плане не исключение. Наиболее сильное административное давление учителя чувствуют, как это ни покажется странным, в Великобритании.

Российские учителя истории своими основными проблемами считают низкую заработную плату и нехватку дидактических материалов. В отношении недовольства низкой заработной платой российские учителя схожи с восточноевропейскими и португальскими. В Западной Европе уровень доходов учителей сравнительно высок. Учителя Норвегии, Дании, Германии, Бельгии, Шотландии отрицают наличие такой проблемы.

В ответах учителей по вопросу о возможности повышения своей квалификации не наблюдается каких-либо определенных сходств по регионам. Так, исландские, датские и шведские учителя истории заявляют об определенной нехватке возможностей повышения квалификации, в то время, как их соседи - финны, немцы, бельгийцы - такую проблему отрицают. Возможности российских учителей истории в повышении образования даже несколько выше, чем в среднем по Европе, хотя и не столь благоприятны, как считают чешские и французские преподаватели.

Больше всех вопрос нехватки времени на подготовку к занятиям волнует британских учителей в связи с введением нового учебного плана, а также учителей Греции, Франции, Исландии и Голландии.

За исключением испанских и израильских преподавателей, учителя истории не жалуются на отсутствие интереса учеников к истории. Корень дидактических проблем они видят скорее видят в недостатке учебных часов, отведенных на историю в школе. Особенно сильно сетуют на эту нехватку учебного времени учителя Голландии, Италии, Бельгии, Чехии, Венгрии. Российские учителя на большее количество часов не претендуют, так же как это делают испанские и британские учителя.

Религиозные и политические убеждения учителей

Религиозные убеждения учителей являются прямым отражением ментальной карты Европы. Низкий уровень религиозных убеждений виден в секуляризированных и в основном протестантских Скандинавии и Западной Европе. В России также значимость религиозных убеждений для учителей истории ниже, чем в среднем по Европе. Значительно более важное место отводят религии в мусульманских и католических странах (Литва, Польша, Италия), а также в православной Греции.

Что касается политических убеждений, то, по данным исследования, учителя западноевропейских стран - Германии, Великобритании, Бельгии, Дании -значительно больше интересуются политическими проблемами, чем их восточноевропейские коллеги. Российские учителя в этом схожи с украинскими,

эстонскими, болгарскими. Любопытно, что наиболее аполитичны учителя Польши и Венгрии.

Итак, впервые в Европе было осуществлено межнациональное исследование по проблемам исторического школьного образования. Результаты позволили выявить сходства и различия преподавания истории в разных регионах. На основе полученных данных была предпринята попытка сгруппировать страны, объединив имеющие схожие черты в системах исторического образования. Получилось несколько групп стран.

Россия относится к группе восточноевропейских стран (Украина, Польша, Болгария, Хорватия). Сюда же были отнесены и прибалтийские страны, так как выявилось много общего в системе исторического образования в бывших социалистических странах.

Наиболее яркие различия проявились между постсоциалистическими странами и странами с давно установившейся рыночной экономикой, а также между модернизированными западными странами и традиционными обществами (Турция, Палестина, Греция, Португалия). При этом невозможно выделить более эффективные, лучшие системы исторического образования и "отстающие", худшие. В разных подходах есть свои плюсы и минусы.



Михаил Гольденберг,
учитель истории, эксперт проекта "Уроки Клио"


Редакция | Наш форум