logo 8/2001

Психология на каждый день


ПОСЛУШНЫЙ РЕБЁНОК - ЕЩЁ НЕ ОТВЕТСТВЕННЫЙ

Многих родителей волнуют одинаковые проблемы: дисциплина, приобщение к труду, выполнение домашних заданий, приобретение навыков самостоятельной жизни. Однако по вопросу о том, какой подход к решению этих проблем считать наиболее правильным и чего можно ожидать от детей, многие просто не знают или имеют диаметрально противоположное мнение. Поэтому, в новом цикле статей я представлю как можно больше разнообразной информации, посвящённой проблемам, которые волнуют многих взрослых.Сегодня я начинаю разговор, посвящённый чувству ответственности.

Согласитесь, каждый из нас, взрослых, понимает, как важно развивать у ребёнка чувство ответственности. Большинство родителей спрашивают: "Как мне внушить ребенку, что у него есть определённые обязанности - убирать свою комнату, делать уроки, выносить мусор, не опаздывать, ухаживать за растениями, не разбрасывать носки..." Этот перечень обязанностей можно продолжить, но давайте остановимся, чтобы разобраться: "А что на самом деле есть чувство ответственности?" Ведь очень часто мы одни и те же понятия понимаем по-разному. И у многих наблюдается явная путаница между понятиями: "ответственность" и "послушание". Как же нам отличить одно от другого? Задайте всего лишь два вопроса:

- Кто решает, что нужно сделать ребёнку? - первый вопрос. И второй: "Почему это надо сделать?" Теперь, задав себе эти вопросы, вы и сами легко придёте к выводу, что есть что.

Когда речь идёт о послушании, то от ребёнка просто требуют выполнения порученного. Здесь нет выбора, никто не интересуется, согласен он с этим или нет. Надо, и всё тут! Решение и мотивировка поступают ребёнку извне. Например, следующая фраза требует послушания: "Помоги мне, отнеси сумку в кухню". "Помоги мне" - мотивировка, идущая от взрослого. А "отнеси сумку на кухню"- что требуется сделать ребёнку.

Ответственность же предполагает, что ребёнок имеет право выбора, и, согласившись с предлагаемым заданием понимает, почему это надо сделать.

Быть ответственным для всех людей обозначает одно и то же: самостоятельно принимать решения и осознавать необходимость действия. Когда дети выполняют то, что им говорят, не задумываясь, или вне зависимости от того, согласны они с этим или нет - это слепое повиновение. И часто он повинуется оттого, что либо привык к решениям за него, либо боится наказания за непослушание (наказания разные).

Понятно, что детей нужно учить и послушанию, и ответственности. Для нормального существования общества просто необходимо, чтобы были какие-то обязательные правила для всех! (Дорожные аварии по вине детей и взрослых - яркий пример этому), однако, знайте и помните, что на одном послушании воспитать достойную личность нельзя. Нужно, чтобы ребёнок научился самостоятельно делать правильный выбор, чтобы у него было развито чувство ответственности. Нужно выделить три компонента ответственности: понимание поставленной задачи, внутреннее согласие самого ребёнка выполнить задачу, ребёнок должен сам мотивировать свои действия. Очень часто ребёнок отказывается что-нибудь делать не потому, что ленится, а потому что не знает, как это делается. Бывает так: ребёнок соглашается выполнить задание, а позже выясняется, что родители ждали совсем другого. Поэтому обсудите всё чётко между вами и ребёнком. Прежде чем попросить ребёнка сделать что-нибудь, убедитесь, что у него есть выбор. Если нет выбора - не просите!

Понятно, что большинство родителей желают, чтобы их дети с радостью выполняли все задания. Уважаемые родители, вспомните себя в этом возрасте. Немногие дети хотят трудиться, сколько хотели бы их родители. И ещё одно: и дети, и взрослые учатся быть ответственными постепенно, шаг за шагом. Так что не ждите скорых результатов. Всему своё время. Умение самостоятельно принимать решения приходит постепенно - с годами, с опытом.



Наталья ОДЛИС


Редакция | Наш форум