logo 8/2002

Психология на каждый день


Чтение по секундомеру. Это не кошмарный сон - такова теперь школьная жизнь

Продолжение. Начало в № 1 за 2001 год

Вот и снова в школу. Программы новые - проблемы старые. И одна из них - скорость чтения в начальной школе. Один умеет, но не хочет читать; другой хочет читать, но не умеет; а третий умеет и любит читать, но мгновенно теряется, как только в руке учителя щелкнет секундомер.

Недавно ко мне за советом обратился папа одного мальчика. Папу очень волнуют две проблемы: Сын уже перешел во второй класс, а читает плохо и не выполняет нормы по технике чтения. (1-я проблема) И, кроме того, просто очень не любит читать. (2-я проблема)

"Всё лето ребенок читал, бился за результат, а сдвига нет, - расстраивается родитель. - Что же делать? Второй класс - не первый, нагрузка и по чтению, и по объему знаний, несомненно, возрастёт. Нужно что-то решать..."

Передо мной сидел симпатичный мальчуган, который на протяжении папиной речи то краснел, то бросал в мою сторону напряженные взгляды, кряхтел и тяжко вздыхал. Глядя на него, невольно вспоминаю, что такого рода обращения - далеко не единичны. Проблема чтения стоит и перед отличниками, и перед так называемыми отстающими. Кстати, знакома она не только российским родителям, но и американским.

Чтобы приохотить маленьких американцев к чтению, в США разработаны разные программы. С их помощью взрослые в прямом и переносном смысле хотят привить "вкус" к чтению ученикам начальной школы. Например, в некоторых штатах национальная сеть пиццерий предложила второклассникам талоны на получение бесплатной пиццы за 22 новые прочитанные книги. Сторонники этих программ считают, что чтение приносит детям гораздо больше пользы, чем просмотр телепередач или видеоигры, поэтому и готовы на все, лишь бы заставить ребенка взять в руки книгу.

Не буду касаться вопроса, насколько эффективен такой подход. Единственное, о чем следует помнить взрослым, что не все средства хороши для достижения благой цели.

Но вернемся к нашему случаю. На поверку оказалось, что ребенок читает вполне прилично, с энтузиазмом, эмоционально, ясно и громко. Естественно, что при этом не имеет смысла проверять "спортивное чтение" - сколько слов в минуту он прочитывает. Главное, он умеет читать и понимает прочитанное, а остальное, как говорится, дело техники.

Вот несколько рекомендаций на тему, как сделать так, чтобы ребенок научился читать хорошо, с интересом, а главное - любил читать.

Правило 1. Помните, текст в книге должен быть набран крупным, простым, однотонным шрифтом.

Правило 2. Текст должен быть щедро разбавлен красочными и интересными рисунками.

Для чего эти правила?

1) Ребенку проще научиться читать, если текст набран простым, крупным, четким шрифтом, чем догадываться, что написано на затейливо набранной странице.

2) Очень хорошо, когда ребенок видит изображенным в рисунках художника то, о чем он только что прочитал. Это помогает развивать не только ассоциативную и зрительную память ребенка, но помогает и процессу мышления.

3) Иллюстрированные книжки дают ребенку возможность сопоставлять прочитанное и увиденное. Он может пофантазировать, при желании поговорить с вами, спросить о чем-то ему не очень понятном.

4) Советую чаще спрашивать его мнение о том, насколько правильно выражает художник мысль писателя, что бы он сам нарисовал, исходя из прочитанного. Как он понимает то или иное слово, то или иное выражение? Неоднократно сталкивалась с тем, что дети знают сложные слова и совершенно порой не понимают простых. Вот такой парадокс!

Ну, а спортивное чтение - это дело поправимое. Беда в том, что большинство детей показывают прекрасные показатели по технике чтения, но при этом мало понимают и помнят прочитанное "на время", более того - при этом у них возникают различные невротические реакции. Чтение автоматическое, без души, ума, интереса - это как раз тот случай, когда неправильно выбранные средства извратили и конечную цель.



Наталья ОДЛИС


Редакция | Наш форум